Вариант 3
Задача 1. На приведённом ниже рисунке отражены сезонные изменения характера суточной
активности среднеазиатского пустынного грызуна – большой песчанки (по Шеханову,
1952). Проанализируйте эти данные и ответьте на следующие вопросы:
1. В чем причина
столь существенных различий в характере суточной активности песчанки на
протяжении года?
2. Какой
экологический фактор лимитирует жизнедеятельность песчанки в летние месяцы; в
марте?
3. В чем
причина такой высокой и длительной активности песчанок на протяжении светового
дня в сентябре?
Задача №2. Подберите
правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных
в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы.
Тип
взаимоотношений
|
Примеры
растений и животных
|
1.
Хищничество
2.
Симбиоз
3.
Аменсализм
4.
Конкуренция внутривидовая
5.
Конкуренция межвидовая
6.
Паразитизм
7.
Протокооперация
8.
Мутуализм
9.
Комменсализм
10.
нейтрализм
|
А – густой подрост ельника
Б – волк и олень, сова и мышь
В – травы под елью
Г – лишайники
Д – аскарида и человек
Е – росянка и муха
Ж – прусак и чёрный таракан
З – повилика и крапива
И –акула и рыба – прилипала
К – пчёлы и луговые цветы
Л – синица и лягушка
|
Задача №3.
На схеме изображена трофическая структура хвойного леса. Какую ошибку
допустил художник? Внесите исправления.
Задача
№ 4. В целях сохранения форели в реке экологи
запретили полностью вырубку кустарника по её берегам, произвели дополнительное
облесение её берегов и полностью запретили строительство запруд. Почему?
Задача
№5.
В водной среде амплитуда значений температуры невелика – не превышает 50 оС,
тогда как в наземно-воздушной среде – до 100 оС. Водной среде
присуща высокая плотность, содержание кислорода 1% от объема. Свет в чистых
водах проникает до глубины 50-60
м, в сильно загрязненных – на несколько сантиметров.
Вопросы:
1.
Назовите лимитирующие факторы водной среды.
2.
Какие обитатели типичны для водной среды –
гомойотермные или пойкилотермные, и почему?
3.
Какова экологическая валентность водных
обитателей к температурному фактору?
4.
Назовите основные пути адаптации водных
организмов к высокой плотности воды и недостатку света.
5.
Приведите примеры непериодических факторов,
которые могут действовать на водных обитателей.