Категории раздела | Добавление материала [47] Описание информации, размещаемой на страницах сайта | Мои презентации [5] Добавление презентаций по разным темам уроков | Проверочные работы [25] Добавление текстов контрольных и самостоятельных работ, составленных автором сайта | Flash - анимации [1] Добавление анимированных пособий для закрепления изученного материала | Работы моих учеников [3] Добавление тестов, схем, кроссвордов, презентаций, составленных учащимися 6-11 классов | Онлайн-тесты [7] | Конспекты уроков [1] В данном разделе размещены конспекты уроков, разработанные автором сайта | Статьи [3] Информация по разным разделам биологии, которая может быть использована для подготовки к урокам |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Продолжение рабочей программы
Общая
характеристика предмета
Курс
биологии в 10-11 классах является составной частью целого курса биологии на
ступени полного общего образования. Как отдельный учебный предмет, в ходящий в
систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме
традиционных – обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время
выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная и
экологическая.
Мировоззренческая
функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного
мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих
направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной
программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного
мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного
развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли
человека в природе.
Культуротворческая
функция биологического образования проявляется в формировании у школьников
культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи
социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой.
Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе
усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция
реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и
природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта
материально-производственной деятельности людей.
Интегративная
функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции
естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы
программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний
человечества о природе, охране и оптимизации природной среды.
Интеграция
всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности,
ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими
естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся
универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная
деятельность и соответственно познавательные учебные действия.
Экологическая
функция биологического образования проявляется в формировании
ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся.
Цели
биологического образования в средней школе формулируются на глобальном,
метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей
осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания
курса биологии. На метопредметном уровне формируются универсальные учебные
действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные.
В
основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их
социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника
формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации
живой природы, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
Содержание
курса биологии на ступени основного общего образования представляет собой
педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта
творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Система
биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты)
представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе,
взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых
систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают
ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих
ценностей.
Способы
предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и
ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию
научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и
воспроизводстве культуры. Компонент содержания, отражающий опыт творческой
деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение
человеком средствами преобразования действительности на качественно новом
уровне.
Опыт
эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту
в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению
ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с
природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному
развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и
экологической культуры.
Данная
программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:
многообразие
и эволюция живых организмов;
системная
и уровневая организация живой природы;
биологическая
и социальная сущность человека.
Место курса
биологии в базисном учебном плане
В соответствии с
базисным учебным планом курсу биологии на ступени среднего (полного)
образования предшествует курс «Общей биологии», изучаемый в основной школе и
включающий первое знакомство с проблемами общей биологии, с учетом последних
достижений в различных областях биологической науки.
Курс биологии
средней школы изучает общие свойства живого, законы его существования и
развития. Отражая живую природу и человека, как её часть, биология приобретает
всё большее значение в научно-техническом прогрессе, становится
производительной силой. Биология создает новую технологию – биологическую,
которая должна стать основой нового общества. Биологические знания должны
способствовать формированию биологического мышления и экологической культуры у
каждого члена общества, без чего дальнейшее развитие человеческой цивилизации
невозможно.
Требования к
результатам освоения программы
Изучение курса биологии в средней (полной)
школе направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результаты
- ·
реализация этических установок по отношению к биологическим
открытиям, исследованиям и их результатам;
- ·
признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни;
- ·
сформированности познавательных мотивов, направленных на
получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной
деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного
здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты
- ·
овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения; структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
- ·
умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск
источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические
издания, ресурсы Интернет); проводить анализ и обработку информации,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- ·
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
- ·
овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных
коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.
Предметные результаты освоения биологии на
профильном уровне
1. В познавательной (интеллектуальной)
сфере:
- ·
характеристика содержания биологических теорий (клеточная
теория, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции,
теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И. Вавилова о
центрах происхождения и многообразия культурных растений, В.И. Вернадского о
биосфере); законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана,
гомологических рядов наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического);
закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования,
сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (
доминирования, экологической пирамиды); принципов (чистоты гамет,
комплементарности, эпистаза и полимерии); гипотез (сущности и происхождения
жизни, происхождения человека);
- ·
выделение существенных признаков строения биологических
объектов (клетки: химический состав, строение; генов, хромосом. Женских и
мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, вирусов; одноклеточных
многоклеточных организмов; видов, экосистем) и биологических процессов и
явлений (обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический
и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз. Мейоз, развитие гамет у
цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма
(онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов,
отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего
отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных
факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде
обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере,
эволюция биосферы);
- ·
объяснение роли биологических теорий, идей, принципов,
гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира, научного
мировоззрения; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотиков на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причин
эволюции видов, человека, биосферы, наследственных и ненаследственных заболеваний,
генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены
экосистем; закономерностей влияния экологических факторов на организмы;
- ·
приведение доказательств (аргументация) единства живой и
неживой природы, родства живых организмов с использованием биологических
теорий, законов и правил; взаимосвязей организмов и окружающей среды; единства
человеческих рас; необходимости сохранения многообразия видов;
- ·
установление взаимосвязей строения и функций молекул в
клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического
обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и
направлений эволюции;
- ·
умение пользоваться современной биологической терминологией
и символикой;
- ·
решение задач разной сложности по биологии и экологии;
- ·
составление схем скрещивания, путей переноса веществ и
энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- ·
описание клеток растений и животных (под микроскопом),
особей вида по морфологическому критерию, экосистем и агроэкосистем своей
местности; приготовление и описание микропрепаратов;
- ·
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде
обитания, ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных, отличительных
признаков живого (у отдельных организмов), абиотических и биотических
компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в экосистеме, антропогенных
изменений в экосистемах своей местности, источников мутагенов в окружающей
среде, антропогенных изменений в экосистемах своего региона;
- ·
исследования биологических систем на биологических моделях
(аквариум);
- ·
сравнение биологических объектов (клетки растений, животных,
грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессов и явлений (обмен
веществ у растений и животных, пластический и энергетический обмен, фотосинтез
и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение, оплодотворение у
цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение,
зародыши человека и других млекопитающих, формы естественного отбора, способы
видообразования, макро- и микроэволюция, пути и направления эволюции) и
формулировка выводов на основе сравнения.
2. В
ценностно-ориентационной сфере:
- ·
анализ и оценка различных гипотез сущности жизни,
происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальных антропогенных
изменений в биосфере, этических аспектов современных исследований в
биологической науке;
- ·
определение собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам, поведению в природной среде;
- ·
оценка этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное
изменение генома).
3. В сфере трудовой
деятельности:
- ·
овладение умениями и навыками постановки биологических
экспериментов и объяснения их результатов;
- ·
освоение приёмов грамотного оформления результатов
биологических исследований.
4. В сфере
физической деятельности:
- ·
обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей
среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции)
заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
вернуться назад >>> продолжение >>>
|
Календарь | « Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
|