Сайт учителя биологии Фалиной

Ирины Валериевны

Меню сайта:
Категории раздела
Добавление материала [47]
Описание информации, размещаемой на страницах сайта
Мои презентации [5]
Добавление презентаций по разным темам уроков
Проверочные работы [25]
Добавление текстов контрольных и самостоятельных работ, составленных автором сайта
Flash - анимации [1]
Добавление анимированных пособий для закрепления изученного материала
Работы моих учеников [3]
Добавление тестов, схем, кроссвордов, презентаций, составленных учащимися 6-11 классов
Онлайн-тесты [7]
Конспекты уроков [1]
В данном разделе размещены конспекты уроков, разработанные автором сайта
Статьи [3]
Информация по разным разделам биологии, которая может быть использована для подготовки к урокам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Продолжение программы   

   

Содержание  тем учебного предмета

Раздел 1.ВИД  (36 час)

1.Эволюционное учение

1.1История эволюционного учения (3час)

 

       Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К. Линнея. Трансформизм Ж. Л. Бюффона — первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж. Б. Ламарка. Значение трудов Ламарка для развития эво­люционной идеи и биологии. Эволюционные идеи Э. Ж. Сент-Илера. Борьба с креационизмом. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль  эволюционной  теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Предпосылки возник­новения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч. Дар­вина. Эволюция культурных форм организмов. Эволюция ви­дов в природе. Движущие силы эволюции. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина.

 

В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен

знать/ понимать:

 - биологическую терминологию: эволюция, вид, бинарная номенклатура, креационизм, трансформизм, градация, принцип корреляции, наследственность, изменчивость: определенная (групповая), неопределенная (индивидуальная), соотносительная (коррелятивная), искусственный отбор, борьба за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями внешней среды, естественный отбор, принцип относительной органической целесообразности, дивергенция, видообразование.

-  вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

уметь

 объяснять

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

- связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой географией, астрономией и др.);

сравнивать естествен­ный  и  искус­ственный от­бор и делать выводы на основе сравнения;

осуществлять самостоятельный поиск  биологической информации

- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в  собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения связи биологических дисциплин с другими науками;

- классификации живых организмов.

 

Демонстрации

 - рисунков, схем, слайдов, иллюстрирующих основные по­ложения эволюционных идей, концепций и теорий;

-портре­тов учёных-эволюционистов и философов, внёсших вклад в зарождение и становление теории эволюции.

1.2. Микроэволюция (11час)

 

       Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Генетические основы эволюции. Элементарный эволюци­онный материал. Элементарная единица эволюции. Элемен­тарное эволюционное явление.

Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны («волны жизни») и дрейф генов. Миграция. Изоля­ция. Виды изоляции: географическая (пространственная) и биологическая (репродуктивная).

Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосыл­ки естественного отбора и механизм его действия. Борьба за существование и её формы. Сфера и объект действия есте­ственного отбора.  Реальность  естественного отбора в  природе. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движу­щий, разрывающий (дизруптивный). Творческая роль есте­ственного отбора.

Приспособленность организмов и её возникновение. Мор­фологические, физиологические, биохимические, этологические приспособления организмов. Относительная целе­сообразность приспособлений.

Вид и его критерии (признаки). Определение вида. Струк­тура вида в природе: подвиды, экотипы, популяции. Способы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.

Практические и лабораторные работы

Наблюдение  и описание особей  вида  по морфологическому критерию.

Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора

Сравнение процесса экологического и географического видообразования

Выявление приспособлений у организмов  к среде обитания

 

В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен

знать/ понимать

- биологическую терминологию: микроэволюция, элементарный эволюционный материал, мутации, элементарная единица эволюции, популяция, генофонд, панмиксия, закон генетического равновесия, идеальная популяция, элементарное эволюционное явление, факторы эволюции, естественный отбор, борьба за существование, промышленный  меланизм,  мимикрия, адаптация,  вид, критерии вида, полиморфизм, ареал, экологическая ниша, видовой кариотип, виды эндемики, космополиты, подвиды, вдообразоване: аллопатрическое, симпатрическое

уметь

    - выделять существенные признаки вида.

    - объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.

    - выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на кон­кретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, изменчивости у особей  одного вида

   - сравнивать особей разных видов одно го рода по морфологическому критерию, процессы движущего и стабилизирующего отбора, процессы экологического и географического видообразования

осуществлять самостоятельный поиск  биологической информации

- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в  собственных исследованиях;

 

Демонстрации

таблиц, схем,  рисунков, слайдов, фильмов, гербариев рас­тений, коллекций насекомых, чучел птиц и зверей, иллюстри­рующих:

- действие факторов эволюции

- приспособленность ор­ганизмов.

1.3. Макроэволюция (8 ч)

 

Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.

Методы изучения эволюции: палеонтологические, биогео­графические, эмбриологические, сравнительно-морфологи­ческие, молекулярно-биохимические, генетические, матема­тические. Переходные формы и филогенетические (палеон­тологические) ряды; сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны; гомология и аналогия; рудиментарные органы и атавизмы; закон зародышевого сходства, биогенетический закон; изучение аминокислотной последовательности белков разных организмов; биохимиче­ская гомология; моделирование эволюции.

Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологическо­го прогресса: морфофизиологический прогресс (ароморфоз), идиоадаптация, морфофизиологический регресс (общая деге­нерация). Биологический регресс и вымирание организмов. Соотношение и чередование направлений эволюции.

Формы направленной эволюции: филетическая, дивер­гентная, конвергентная и параллельная.

Общие закономерности (правила) эволюции. Прогрессивная направленность.   Необратимость   эволюции. Прогрессирующая спе­циализация. Адаптивная радиация. Чередование главных на­правлений эволюции. Неравномерность эволюции. Ускорение темпов эволюции. Неограниченность эволюции.

Практические и лабораторные работы

Сравнительная характеристика микро -  и макроэволюции

Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции

Выявление  ароморфозов и идиоадаптаций   у растений и животных

В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен

знать/ понимать

- биологическую терминологию: макроэволюция (флогенез), палеонтология, переходные формы, филогенетические ряды, биогеография, эндемики, реликты, эмбриология, гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы, атавизмы, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции.

уметь

 объяснять

- причины необратимости эволюции, сущность направленности эволюции

- приводить доказательства (аргументация) родства, общности проис­хождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставле­ния отдельных систематических групп).

- характеризовать формы направленной эволюции

- сравнивать микро -  и макроэволюцию, пути эволюции и направления эволюции

- выявлять ароморфозы  идиоадаптации у растений и животных

Демонстрации

таблиц, схем, рисунков, слайдов, биогеографических карт, иллюстрирующих методы изучения эволюции;

коллек­ций, гербариев, муляжей ископаемых остатков организмов, гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и ата­визмов;

портретов учёных, внёсших вклад в изучение эволю­ции.

2. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)

      Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креа­ционизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, ста­ционарное состояние, панспермия, биопоэз. Опыты Ф. Реди, Л. Спалланцани, М. Тереховского, Л. Пастера. Коацерват-ная гипотеза А. И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Мёллера.

Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиоген­ный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера, Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов.

Начало органической эволюции. Появление первых кле­ток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Про­кариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариот (мембраногенеза, симбиогенеза). Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение.

Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Жизнь в воде. Первые расте­ния — водоросли. Выход на сушу. Первые споровые растения. Освоение и завоевание суши папоротникообразными. Услож­нение размножения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира.

      Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые животные — простейшие. Специализация и полимеризация органелл. Дифференциация клеток. Первые многоклеточные животные. Двухслойные жи­вотные — кишечнополостные. Первые трёхслойные живот­ные — плоские черви. Первый выход и завоевание животны­ми суши. Членистоногие. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. Рыбы. Второй выход животных на сушу. Земновод­ные. Завоевание позвоночными животными суши. Пресмыка­ющиеся. Птицы. Млекопитающие. Основные черты эволюции животного мира.

История Земли и методы её изучения. Ископаемые орга­нические остатки. Геохронология и её методы. Геохронологи­ческая шкала.

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Характеристи­ка климата и геологических процессов. Появление, расцвет и гибель характерных организмов.

Современная система органического мира. Основные си­стематические группы организмов. Общая характеристика царств и подцарств. Современное состояние изучения видов.

Практические и лабораторные работы

Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле

 

В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен

знать/ понимать

- биологическую терминологию: теология, биогенез, абиогенез, креационизм, витализм, биопоэз, панспермия, коацерваты, протеиноиды, пробионты, первичный бульон, микросферы, мембраногенез, симбиогенез, прокариоты,  эукариоты, риниофиты, спорофит, гаметофит, эктодерма, энтодерма, мезодерма, билатеральная симметрия, амниотическое яйцо, точка Пастера, трилобиты, стегоцефалы.

- сущность методов познания живой природы;

- уровни организации живой природы, их биосистемы, элементы, образующие биосистему;

- отличительные признаки  царств живой природы;

уметь

 объяснять

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;

- принципы классификации живых организмов;

- различие концепции  биогенеза и абиогенеза

-значение опытов Ф.Реди и Л.Пастера

- сравнивать между собой основные гипотезы и теории возникновения жизни на Земле

- называть ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растений и животных

осуществлять самостоятельный поиск  биологической информации

- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в  собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения связи биологических дисциплин с другими науками;

- классификации живых организмов.

 Демонстрации

таблиц, рисунков, слайдов, фильмов, иллюстрирующих основные этапы развития органического мира на Земле;

3. Происхождение человека  (7 час)

 

Антропология — наука о человеке. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

       Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории: антропогенная ги­потеза Ж. Б. Ламарка, симиальная теория Ч. Дарвина, тру­довая теория Ф. Энгельса.

Сходство и отличия человека и животных. Систематиче­ское положение человека. Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-морфологические, эмбриологические, физиолого-биохимические, молекулярно-генетические. Отличия человека от животных: прямохождение, изменение строения черепа, развитие головного мозга и второй сигналь­ной системы. Систематическое изготовление орудий.

Движущие силы (факторы) антропогенеза: биологические и социальные. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная дея­тельность и постоянные жилища. Соотношение биологиче­ских и социальных факторов.

Основные стадии антропогенеза: дриопитеки, протоантроп, архантроп, палеоантроп, неоантроп. Находки ископае­мых остатков, время существования, рост, объём мозга, образ жизни. Орудия.

Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Биологическая эволюция индивидов. Мутацион­ный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях совре­менного человека.

Человеческие расы. Понятие о расе. Основные человече­ские расы. Время и место возникновения рас. Гипотезы по­лицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы ра­согенеза. Единство человеческих рас.

Приспособленность человека к разным условиям среды. Адаптивные типы людей: арктический, высокогорный, тро­пический, умеренного пояса.

Человек как часть природы и общества.

Практические и лабораторные работы

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

 

В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен

знать/ понимать

 - биологическую терминологию:  антропология, факторы антропогенеза,  полиморфизм, расы, расогенез, полицентризм, моноцентризм, метисация, социальный дарвинизм, расизм, расовая антропология

- признаки, появившиеся у человека в связи с прямохождением и изготовлением орудий

- факторы   (движущие силы) антропогенеза

уметь

- объяснять место   и   роль   человека   в природе; родство человека  с животными

- характеризовать        стадии развития человека

- обосновывать действие социальных и биологических факторов эволюции современного человека.

- приводить факты, дока­зывающие   ложность   ра­сизма  

               вернуться >>>                                                                  продолжение >>>    

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz