Содержание тем учебного предмета
Раздел 1.ВИД (36 час)
1.Эволюционное учение
1.1История эволюционного учения (3час)
Идеи развития органического мира в трудах философов Античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика К. Линнея. Трансформизм Ж. Л. Бюффона — первая эволюционная концепция. Эволюционная концепция Ж. Б. Ламарка. Значение трудов Ламарка для развития эволюционной идеи и биологии. Эволюционные идеи Э. Ж. Сент-Илера. Борьба с креационизмом. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Предпосылки возникновения дарвинизма. Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина. Эволюция культурных форм организмов. Эволюция видов в природе. Движущие силы эволюции. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина.
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен
знать/ понимать:
- биологическую терминологию: эволюция, вид, бинарная номенклатура, креационизм, трансформизм, градация, принцип корреляции, наследственность, изменчивость: определенная (групповая), неопределенная (индивидуальная), соотносительная (коррелятивная), искусственный отбор, борьба за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями внешней среды, естественный отбор, принцип относительной органической целесообразности, дивергенция, видообразование.
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
уметь
объяснять
- роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;
- связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой географией, астрономией и др.);
сравнивать естественный и искусственный отбор и делать выводы на основе сравнения;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения связи биологических дисциплин с другими науками;
- классификации живых организмов.
Демонстрации
- рисунков, схем, слайдов, иллюстрирующих основные положения эволюционных идей, концепций и теорий;
-портретов учёных-эволюционистов и философов, внёсших вклад в зарождение и становление теории эволюции.
1.2. Микроэволюция (11час)
Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Генетические основы эволюции. Элементарный эволюционный материал. Элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление.
Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны («волны жизни») и дрейф генов. Миграция. Изоляция. Виды изоляции: географическая (пространственная) и биологическая (репродуктивная).
Естественный отбор как фактор эволюции. Предпосылки естественного отбора и механизм его действия. Борьба за существование и её формы. Сфера и объект действия естественного отбора. Реальность естественного отбора в природе. Формы естественного отбора: стабилизирующий, движущий, разрывающий (дизруптивный). Творческая роль естественного отбора.
Приспособленность организмов и её возникновение. Морфологические, физиологические, биохимические, этологические приспособления организмов. Относительная целесообразность приспособлений.
Вид и его критерии (признаки). Определение вида. Структура вида в природе: подвиды, экотипы, популяции. Способы видообразования: аллопатрическое и симпатрическое.
Практические и лабораторные работы
Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора
Сравнение процесса экологического и географического видообразования
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен
знать/ понимать
- биологическую терминологию: микроэволюция, элементарный эволюционный материал, мутации, элементарная единица эволюции, популяция, генофонд, панмиксия, закон генетического равновесия, идеальная популяция, элементарное эволюционное явление, факторы эволюции, естественный отбор, борьба за существование, промышленный меланизм, мимикрия, адаптация, вид, критерии вида, полиморфизм, ареал, экологическая ниша, видовой кариотип, виды эндемики, космополиты, подвиды, вдообразоване: аллопатрическое, симпатрическое
уметь
- выделять существенные признаки вида.
- объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов.
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида, изменчивости у особей одного вида
- сравнивать особей разных видов одно го рода по морфологическому критерию, процессы движущего и стабилизирующего отбора, процессы экологического и географического видообразования
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, гербариев растений, коллекций насекомых, чучел птиц и зверей, иллюстрирующих:
- действие факторов эволюции
- приспособленность организмов.
1.3. Макроэволюция (8 ч)
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Методы изучения эволюции: палеонтологические, биогеографические, эмбриологические, сравнительно-морфологические, молекулярно-биохимические, генетические, математические. Переходные формы и филогенетические (палеонтологические) ряды; сравнение флоры и фауны материков, изучение островной флоры и фауны; гомология и аналогия; рудиментарные органы и атавизмы; закон зародышевого сходства, биогенетический закон; изучение аминокислотной последовательности белков разных организмов; биохимическая гомология; моделирование эволюции.
Направления и пути эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса: морфофизиологический прогресс (ароморфоз), идиоадаптация, морфофизиологический регресс (общая дегенерация). Биологический регресс и вымирание организмов. Соотношение и чередование направлений эволюции.
Формы направленной эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная и параллельная.
Общие закономерности (правила) эволюции. Прогрессивная направленность. Необратимость эволюции. Прогрессирующая специализация. Адаптивная радиация. Чередование главных направлений эволюции. Неравномерность эволюции. Ускорение темпов эволюции. Неограниченность эволюции.
Практические и лабораторные работы
Сравнительная характеристика микро - и макроэволюции
Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции
Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен
знать/ понимать
- биологическую терминологию: макроэволюция (флогенез), палеонтология, переходные формы, филогенетические ряды, биогеография, эндемики, реликты, эмбриология, гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы, атавизмы, прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции.
уметь
объяснять
- причины необратимости эволюции, сущность направленности эволюции
- приводить доказательства (аргументация) родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных систематических групп).
- характеризовать формы направленной эволюции
- сравнивать микро - и макроэволюцию, пути эволюции и направления эволюции
- выявлять ароморфозы идиоадаптации у растений и животных
Демонстрации
таблиц, схем, рисунков, слайдов, биогеографических карт, иллюстрирующих методы изучения эволюции;
коллекций, гербариев, муляжей ископаемых остатков организмов, гомологичных, аналогичных, рудиментарных органов и атавизмов;
портретов учёных, внёсших вклад в изучение эволюции.
2. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)
Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Опыты Ф. Реди, Л. Спалланцани, М. Тереховского, Л. Пастера. Коацерват-ная гипотеза А. И. Опарина, гипотеза первичного бульона Дж. Холдейна, генетическая гипотеза Г. Мёллера.
Основные этапы неорганической эволюции. Планетарная (геологическая) эволюция. Химическая эволюция. Абиогенный синтез органических веществ из неорганических. Опыт С. Миллера, Г. Юри. Образование полимеров из мономеров. Коацерватные капли и микросферы. Протеноиды. Рибозимы. Формирование мембран и возникновение пробионтов.
Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения эукариот (мембраногенеза, симбиогенеза). Возникновение основных царств эукариот. Формирование неклеточных организмов и их эволюционное значение.
Основные этапы эволюции растительного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Жизнь в воде. Первые растения — водоросли. Выход на сушу. Первые споровые растения. Освоение и завоевание суши папоротникообразными. Усложнение размножения. Семенные растения. Основные черты эволюции растительного мира.
Основные этапы эволюции животного мира. Основные ароморфозы и идиоадаптации. Первые животные — простейшие. Специализация и полимеризация органелл. Дифференциация клеток. Первые многоклеточные животные. Двухслойные животные — кишечнополостные. Первые трёхслойные животные — плоские черви. Первый выход и завоевание животными суши. Членистоногие. Первые хордовые животные. Жизнь в воде. Рыбы. Второй выход животных на сушу. Земноводные. Завоевание позвоночными животными суши. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. Основные черты эволюции животного мира.
История Земли и методы её изучения. Ископаемые органические остатки. Геохронология и её методы. Геохронологическая шкала.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Характеристика климата и геологических процессов. Появление, расцвет и гибель характерных организмов.
Современная система органического мира. Основные систематические группы организмов. Общая характеристика царств и подцарств. Современное состояние изучения видов.
Практические и лабораторные работы
Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен
знать/ понимать
- биологическую терминологию: теология, биогенез, абиогенез, креационизм, витализм, биопоэз, панспермия, коацерваты, протеиноиды, пробионты, первичный бульон, микросферы, мембраногенез, симбиогенез, прокариоты, эукариоты, риниофиты, спорофит, гаметофит, эктодерма, энтодерма, мезодерма, билатеральная симметрия, амниотическое яйцо, точка Пастера, трилобиты, стегоцефалы.
- сущность методов познания живой природы;
- уровни организации живой природы, их биосистемы, элементы, образующие биосистему;
- отличительные признаки царств живой природы;
уметь
объяснять
- роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;
- принципы классификации живых организмов;
- различие концепции биогенеза и абиогенеза
-значение опытов Ф.Реди и Л.Пастера
- сравнивать между собой основные гипотезы и теории возникновения жизни на Земле
- называть ароморфозы и идиоадаптации в эволюции растений и животных
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации
- информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения связи биологических дисциплин с другими науками;
- классификации живых организмов.
Демонстрации
таблиц, рисунков, слайдов, фильмов, иллюстрирующих основные этапы развития органического мира на Земле;
3. Происхождение человека (7 час)
Антропология — наука о человеке. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Становление представлений о происхождении человека. Религиозные воззрения. Научные теории: антропогенная гипотеза Ж. Б. Ламарка, симиальная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса.
Сходство и отличия человека и животных. Систематическое положение человека. Свидетельства сходства человека с животными: сравнительно-морфологические, эмбриологические, физиолого-биохимические, молекулярно-генетические. Отличия человека от животных: прямохождение, изменение строения черепа, развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Систематическое изготовление орудий.
Движущие силы (факторы) антропогенеза: биологические и социальные. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Групповое сотрудничество и общение. Орудийная деятельность и постоянные жилища. Соотношение биологических и социальных факторов.
Основные стадии антропогенеза: дриопитеки, протоантроп, архантроп, палеоантроп, неоантроп. Находки ископаемых остатков, время существования, рост, объём мозга, образ жизни. Орудия.
Эволюция современного человека. Естественный отбор в популяциях. Биологическая эволюция индивидов. Мутационный процесс и полиморфизм. Популяционные волны, дрейф генов, миграция и «эффект основателя» в популяциях современного человека.
Человеческие расы. Понятие о расе. Основные человеческие расы. Время и место возникновения рас. Гипотезы полицентризма и моноцентризма. Причины и механизмы расогенеза. Единство человеческих рас.
Приспособленность человека к разным условиям среды. Адаптивные типы людей: арктический, высокогорный, тропический, умеренного пояса.
Человек как часть природы и общества.
Практические и лабораторные работы
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен
знать/ понимать
- биологическую терминологию: антропология, факторы антропогенеза, полиморфизм, расы, расогенез, полицентризм, моноцентризм, метисация, социальный дарвинизм, расизм, расовая антропология
- признаки, появившиеся у человека в связи с прямохождением и изготовлением орудий
- факторы (движущие силы) антропогенеза
уметь
- объяснять место и роль человека в природе; родство человека с животными
- характеризовать стадии развития человека
- обосновывать действие социальных и биологических факторов эволюции современного человека.
- приводить факты, доказывающие ложность
расизма