7.2 Приёмы формирования познавательных логических универсальных учебных
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
· «найди отличия» (можно задать их количество);
· поиск лишнего;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумные решения;
· составление схем-опор;
· работа с разного вида таблицами;
· составление и распознавание диаграмм;
· работа со словарями.
Задание 1. Среди хаоса букв в прямоугольнике найдите названия пяти животных и выпишите их в ряд. Среди выписанных животных исключите одно лишнее. На основании какого признака вы его выделили?
Л |
Я |
Г |
Ч |
Е |
Й |
К |
Ш |
У |
Ц |
Р |
Е |
А |
З |
А |
Я |
В |
В |
О |
Б |
А |
Б |
Ь |
А |
Ч |
К |
А |
М |
У |
Р |
Ответ: лягушка, заяц, бабочка, червь, муравей.
Лишний – заяц (теплокровное животное, остальные – холоднокровные).
Задание 2.
А) Проанализируйте следующие данные:
В 1911г. на острова около Аляски было завезено 25 северных оленей. В 1920г. там обитало уже 300 оленей, 1924 – 190, 1930 – 650, 1935 – 1000, 1938 – 2000 оленей. В 1950г. осталось 8 оленей. Составьте график изменения численности оленей по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.
Б) Размеры Ноева ковчега измерялись в ЛОКТЯХ: длина – 300 локтей, ширина – 50 локтей и высота – 25 локтей. Измерьте длину локтей учеников класса и постройте вариационную кривую. Локоть – это расстояние от угла локтевого сустава до конца среднего пальца руки. Переведите размеры Ноева ковчега в современную метрическую систему и ответьте на вопрос: мог ли такой корабль во время всемирного потопа взять «всякой твари по паре»?
В ходе усвоения учебного материала путем различных упражнений идет развитие логических действий: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно-следственных связей. Рассмотрим на конкретных примерах как можно развивать логические универсальные учебные действия учащихся, используя разные приемы.
Умение классифицировать – это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Примеры заданий:
Задание 3. Из приведенных ниже признаков выберите признаки характерные для земноводных и пресмыкающихся животных:
А – кожа голая, слизистая
Б – кожа сухая
В – оплодотворение внутреннее
Г – оплодотворение внешнее
Д – дыхание с помощью легких
Е – вдыхании принимает участие кожа
Ж – развитие прямое
З – развитие с метаморфозом
Задание 4. Найдите среди названных организмов производителей, потребителей, разрушителей органических веществ. А – дождевой червь Е — клевер Б – заяц-беляк Ж – голубь В – мукор З – бактерии Г – волк И – хламидомонада Д – пшеница
Задание 5. Найдите соответствие:
А – Неклеточные формы 1. Простейшие
Б - Прокариоты 2. Цианобактерии
В – Эукариоты 3. Вирусы
4. Бактерии
5. Грибы
6. Животные
7. Растения
8. Фаги
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Рассмотрим несколько примеров
Задание 6. Что является лишним в данном перечне: Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии. яблоко, яблоня, осина, береза.
Задание 7. Что общего между парами понятий (обобщите пары понятий): кровь – кость, фибриноген – гемоглобин, ДНК – РНК, митохондрии – рибосомы.
Задание 8. Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов. Плод, почка, семя, цветок. Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо отношении между предметами, явлениями или понятиями. Рассмотрим несколько примеров
Задание 9. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из нескольких приведенных ниже понятий. Найдите это понятие.
b) Целлюлоза – глюкоза = белок — ?
a. А – нуклеотиды В – аминокислота
b. Б – глицерин Г – липид
c. Д – углевод
Подобные вопросы побуждают ученика к классификации объектов по различным основаниям.
Умение сравнивать – это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить. Как сравнивать объекты? Для этого необходимо:
1. Определить объекты сравнения.
2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.
3. Найти общие черты.
4. Найти черты отличия.
5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.
Рассмотрим несколько примеров
1. Работа с рисунками
Задание 10. Рассмотрите строение животной и растительной клетки. В чем сходство и различие в их строении
Задание 11. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. В чем их сходство и различие?
Задание 12. В чем сходство и различие митоза и мейоза?
2.Умение работать с таблицами
Задание 13. Внимательно изучите данные, приведённые в таблице «Содержание бактерий (шт.) в 1 куб. м воздуха». Какое из утверждений А-Г соответствует данным таблицы?
Таблица «Содержание бактерий (шт.) в 1 куб. м воздуха»
Воздух |
Содержание бактерий (шт., в м3) |
Воздух лугов и полей |
100 |
Городской воздух (летом) |
25000 |
Городской воздух (зимой) |
4500 |
Воздух закрытых помещений |
300000 |
А. Зимой в городском воздухе бактерий содержится больше, чем летом.
Б. Количество бактерий в закрытом помещении, по сравнению с воздухом лугов и полей, больше в 300 раз.
В. Содержание бактерий в морозном воздухе, в отличие от летнего, уменьшается более чем в 5 раз.
Г. Высокое содержание бактерий в воздухе закрытых помещений способствует распространению инфекционных заболеваний.
Задание 14. Заполните таблицу: сравните клетки, отметив знаками «+» или «-» наличие или отсутствие частей или органоидов в данных клетках.
№ |
Признаки |
Животная клетка |
Растительная клетка |
Грибная клетка |
Бактериальная клетка |
|
Плазматическая мембрана
|
|
|
|
|
|
Клеточная стенка
|
|
|
|
|
|
Цитоплазма
|
|
|
|
|
|
Наследственный материал
|
|
|
|
|
|
Оформленное ядро |
|
|
|
|
|
Рибосомы
|
|
|
|
|
|
Митохондрии
|
|
|
|
|
|
Вакуоли
|
|
|
|
|
|
Пластиды
|
|
|
|
|
Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод (ответьте на вопросы).
Вопросы:
1. Что общего в клетках живых организмов?
2. Чем животная клетка отличается от клеток других организмов?
3. Что отличает растительную клетку от клеток других организмов?
4. Что отличает бактериальную клетку от клеток других организмов?
После проверки правильности выполнения заданий учителем на следующем уроке учащимся предлагается обсудить вопросы:
- Что проверяло данное задание?
- Что такое анализ?
- Как нужно было анализировать данные представленные в таблице?
- Что вызвало у вас затруднение при выполнении данного задания?
Таким образом, само задание, в данном случае, позволяет проверить умение учащихся находить необходимую информацию, анализировать данные, представленные в форме таблицы, и делать выводы, а обсуждение правильности выполнения задания способствовало осознанию учащимися своих действий и формированию таких регулятивных умений как самооценка и коррекция.
3. Умение составления тематических синквейнов, текст которых состоит из пяти строк и 11 слов:
1 строка – 1 существительное (тема), 2 строка – 2 прилагательных (описание темы ), 3 строка – 3 глагола (описание действий), 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме 5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
4. Умение составления опорно-логических схем
Вернуться к оглавлению Продолжение