Сайт учителя биологии Фалиной

Ирины Валериевны

Меню сайта:
Категории раздела
Добавление материала [47]
Описание информации, размещаемой на страницах сайта
Мои презентации [5]
Добавление презентаций по разным темам уроков
Проверочные работы [25]
Добавление текстов контрольных и самостоятельных работ, составленных автором сайта
Flash - анимации [1]
Добавление анимированных пособий для закрепления изученного материала
Работы моих учеников [3]
Добавление тестов, схем, кроссвордов, презентаций, составленных учащимися 6-11 классов
Онлайн-тесты [7]
Конспекты уроков [1]
В данном разделе размещены конспекты уроков, разработанные автором сайта
Статьи [3]
Информация по разным разделам биологии, которая может быть использована для подготовки к урокам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Пояснительная записка.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Значение элективных курсов.
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.
Целью элективных курсов в системе профильного обучения является ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору будущего направления профессиональной деятельности. Элективные курсы по биологии могут дополнять и углублять содержание профильного курса; развивать содержание базового курса, обеспечивая дополнительную подготовку для прохождения итоговой государственной аттестации; способствовать развитию познавательных интересов в области биологии.
В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы подразделяются: на предметно-ориентированные, межпредметные, профессионально-ориентированные.
   Профильное обучение в 10-11 классах – переходный этап между школой и высшим учебным заведением. Здесь происходит более глубокая дифференциация познавательных и профессиональных склонностей, формируются устойчивые профессиональные интересы, начинается собственно профилизация. Элективные курсы, предлагаемые учащимся 10-11 классов, в основном направлены на углубление и расширение программ профильных курсов, на выявление специфики деятельности и требований, предъявляемых к специалистам в различных сферах деятельности.
 В 10-11 профильных классах усложняется характер творческой, научно – исследовательской деятельности учащихся. Школьники на занятиях по выбору постепенно вводятся в мир самостоятельного научного исследования. В частности, это возможно в ходе выполнения ими курсовых работ по выбранной проблематике. Учащиеся осуществляют постановку проблемы, выдвигают гипотезы и формулируют задачи исследования, выбирают методы, адекватные сформулированным задачам, решают эти задачи и оформляют результаты. При проведении занятий по элективным курсам в 10-11 классах преобладающими становятся вузовские формы организации и виды учебной деятельности: обзорные и установочные лекции, семинары, коллоквиумы, собеседования, зачёты, лабораторные и лабораторно-практические занятия. Всё это обеспечивает высокую степень готовности к вступительным экзаменам в вузы и, главное, к продолжению образования в них.
  Элективные курсы в условиях профильной школы наряду с собственно профильными предметами должны способствовать созданию необходимой базы для понимания вузовских программ и научной литературы вообще, а также для осуществления присущих высшей школе видов учебной деятельности.   

Обоснование введения данного элективного курса.
     Данная программа по краеведению призвана более полно раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
     Одной из главных задач общеобразовательной школы является овладение обучающимися глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике.
     Действенным направлением в решении этих задач является использование краеведческого материала, который способствует раскрытию общих закономерностей изучаемых явлений, дает возможность формировать взгляды и убеждения каждого школьника, развивать у обучающихся интерес  к самостоятельному расширению знаний. Особые возможности для развития всего этого даёт материал о живой природе родного края, обладающий высоким воспитательным потенциалом. Краеведческий компонент способствует повышению роли биологии и экологии в развитии личности обучающихся, формированию у школьников патриотических и нравственных чувств.
    Цель использования краеведческого материала – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к родной природе.
    Краеведческая работа – активная познавательная деятельность по изучении флоры и фауны своего родного края, проводимая школьниками под руководством учителя, служит средством повышения эффективности процесса обучения биологии в школе. Особенностями краеведческой работы в контексте современных требований являются: активный поиск дополнительного материала; модульное и информационное обучение; использование электронных средств обучения и системы Интернет; проектная деятельность; проведение, оформление и защита исследовательских работ.

Нормативная база данного эколого-краеведческого  курса:
1)  приказ МО РФ № 1089 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2) стандарт общего среднего образования по биологии; Воронина Г.А.Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., Айрис Пресс, 2006 г.;
3) Программа элективных курсов. Биология.10-11классы. Профильное обучение. Сборник №3. М., Дрофа. 2008 г.;
4) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства». Портал Министерства образования РФ. Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/

Актуальность разработанного курса.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, а также Федеральная программа развития образования называют в числе основных задач общества экологическое воспитание. При этом большое внимание уделяется самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи с целью развития гражданского общества в России. Данные приоритеты со стороны государства и лично Президента Российской Федерации объясняют актуальность экологического и краеведческого воспитания и образования учащихся.
Современная педагогическая теория и школьная практика не в полной мере отвечают запросам общества. Они не обеспечивают достаточную подготовку экологически грамотных и воспитанных людей, способных заботиться о природной среде, сохранять и умножать ее богатства.  Поэтому в нашей школе было принято решение о введении программы элективного курса эколого-краеведческой направленности. Программа призвана помочь старшеклассникам овладеть знаниями о родном крае и сделать правильный профессиональный выбор.
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления

Новизна.

             Данная программа предполагает изучение флоры и фауны Самарской области (редкие и охраняемые виды края), рассматриваются биогеоценозы, характерные для Самарского края   ( Голубая, Зеленая и Красная Книги Самарской области). Особое внимание уделяется оценке экологического состояния города в различных аспектах. Она основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края.
Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм.

 Принципы построения программы.
Для того, чтобы материал усваивался учащимися осознанно, чтобы получаемые знания были глубокими и прочными, чтобы практические умения  успешно применялись  в дальнейшей жизни или  в будущей профессиональной деятельности, при составлении программы использовались следующие принципы:
Принцип научности и доступности (изучаемый материал научно обоснован и строится на основе учета реальных возможностей учащихся);
Принцип краеведения (материал программы изучается с использованием объектов природы края);
Принцип наглядности (присутствие на каждом занятии наглядного материала, обеспечивающего организацию эффективной поисковой и исследовательской деятельности);
Принцип связи с жизнью (все полученные знания проверяются и закрепляются на практике);
Принцип обучения и воспитания в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации занятий);
Принцип прогностичности (полученная информация позволяет просчитать предполагаемые последствия).




Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz