Введение
Все течет, все изменяется… Это закономерность развития природы и общества. Происходят изменения и в образовательном процессе. Почему? Да потому что этого требуют перемены, происходящие в развитии общества. Принципиальным отличием новых Стандартов является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Стандарты второго поколения предполагают развитие Универсальных учебных действий, которые тесно связаны с достижением метапредметных результатов: с формированием таких действий, когда учащиеся могут принимать решения не только по образцу, но и в нестандартных условиях, то есть в различных жизненных ситуациях.
Актуальность. Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь адаптироваться в реальных условиях; научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях; обладать навыками общения, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации. На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход.
Цель работы: Формирование и развитие УУД на уроках биологии
Задачи:
1. Изучить материал по ФГОС ООО;
2. Сделать обзор методик для развития ууд обучающихся
3. Разработать задания для развития и формирования УУД на уроках биологии
Гипотеза: развитие УУД учащихся на уроках биологии
повышает эффективность освоения основной общеобразовательной программы по предмету и способствует социальной адаптации и профессиональному самоопределению учеников в современном обществе
Практическая значимость работы заключается в разработке заданий, которые формируют и развивают универсальные учебные действия учащихся, тем самым способствуют развитию умений самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания в реальной жизни.
1. Что такое УУД (универсальные учебные действия)?
УУД – это действия, которые дают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Можно сказать, что УУД – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному поиску, овладению и усвоению новых знаний. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. По Асмолову в программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:
· состояние здоровья детей;
· успеваемость по основным предметам;
· уровень развития речи;
· степень владения русским языком;
· умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
· стремление принимать и решать учебную задачу;
· навыки общения со сверстниками;
· умение контролировать свои действия на уроке.
2. Программа развития универсальных учебных действий
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской деятельности;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.
3. Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по биологии:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию УУД как психологической составляющей образовательного процесса осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов – новаторов пытаются реализовать требование формирования УУД. Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие – в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.
Общими рекомендациями по формированию УУД в ходе образовательного процесса являются следующие.
1. Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся.
2. Определение ориентировочной основы каждого УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся в его выполнении.
3. Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4. Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологический типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.
5. Разработка системы рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по школьным предметам с целью обеспечить формирование конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование УУД.
6. Разработка учебно-методических пособий, адресованных учителям, с целью обеспечения формирования УУД. В случае необходимости – проведение специальной – психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм обучения студентов педвузов и повышения квалификации специалистов.
4. Основные методы и технологии формирования УУД
· Методы и технологии формирования регулятивных УУД:
· Технология дистанционного обучения.
· Технология продуктивного обучения.
· Кейс-технология.
· Проектные технологии.
· Технология проблемного обучения.
· Технология коллективного творческого дела.
· Технология портфолио.
· Психологические тренинги.
· Деловые игры.
Методы и технологии формирования познавательных УУД:
· Технологии работы в группе. Инновационные лаборатории
· Технология сотрудничества.
· Технология критического мышления.
· Технология проблемного обучения.
· Выполнение письменных работ (доклады и сообщения, аналитические и рефлексивные эссе).
· Деловые игры.
· Мастер-класс.
· Технология развивающего обучения
· Участие в конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях.
· Разработка инновационных проектов.
Методы и технологии формирования коммуникативных УУД:
· Работа в парах.
· Дискуссии.
· Психологические игры.
· Проблемное обучение.
· Проектно-групповая деятельность
· Техника активного слушания.
· Техника перефразирования.
· Семинары.
Методы и технологии формирования личностных УУД:
· Метод опорных конспектов В.Ф. Шаталова.
· Технология ТРИЗ.
· Технология коллективного творческого дела.
· Технология портфолио
· Психологические тренинги.
· Деловые игры.
· Технология дистанционного обучения.
· Технология самообразования.
· Кейс-технология.
· Технология проблемного обучения.
·
Проектные технологии.