Сайт учителя биологии Фалиной

Ирины Валериевны

Меню сайта:
Категории раздела
Добавление материала [48]
Описание информации, размещаемой на страницах сайта
Мои презентации [5]
Добавление презентаций по разным темам уроков
Проверочные работы [25]
Добавление текстов контрольных и самостоятельных работ, составленных автором сайта
Flash - анимации [1]
Добавление анимированных пособий для закрепления изученного материала
Работы моих учеников [3]
Добавление тестов, схем, кроссвордов, презентаций, составленных учащимися 6-11 классов
Онлайн-тесты [7]
Конспекты уроков [1]
В данном разделе размещены конспекты уроков, разработанные автором сайта
Статьи [3]
Информация по разным разделам биологии, которая может быть использована для подготовки к урокам
Нестандартные задания [1]
Тематические кроссворды,сканворды, филворды,чайнворды, ребусы созданные с помощью различных серверов
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Форма входа

7.5 Роль практических занятий в формировании УУД на уроках биологии

Любой практикум по биологии может включать сразу все универсальные учебные действия, особенно если практические работы связаны с классическими биологическими дисциплинами: зоологией, ботаникой, анатомией, физиологией и генетикой.

Например, знакомство с устройством клетки начинается с бактериальной клетки. Сначала ученикам заранее предлагается вырастить культуры бактерий на сыром картофеле и сене. Методика подготовки данных культур проста и раньше была в любом школьном учебнике: сырой клубень картофеля надо разрезать на небольшие ломтики, натереть их мелом и оставить в закрытой таре в тёплом (+25-30°С) и тёмном месте на несколько дней, а сено необходимо прокипятить в течение 10 минут, отвар слить в банку и так же отставить в тепло и темноту. Через несколько дней в опытных банках будет огромное количество бактерий, которых можно будет рассмотреть при 400-кратном увеличении микроскопа. Несмотря на внешнюю простоту эксперимента, он развивает различные навыки как в процессе подготовки, так и получения результата.

За неделю до планируемого знакомства с результатами наблюдения мы ставим задачу на уроке. Ученики записывают ход подготовки эксперимента, который они будут проводить дома самостоятельно, а результаты записывать в дневник наблюдений. В этот момент сразу включается регулятивные моменты деятельности: каждый учащийся должен сам спланировать свой эксперимент в свободное время, начиная от добычи материала для проведения опыта и заканчивая ежедневным занесением результатов в дневник наблюдений. Учитель проговаривает, что ученики должны пронаблюдать за всеми изменениями культуральной среды: появление цвета, специфического запаха, изменение этих показателей в течение недели, – необходимо проводить ежедневный контроль результатов. Надо отметить, что кроме саморегуляции мы ещё задействуем и личностные качества каждого учащегося, так как он должен сделать волевое усилие в свободное от уроков время, а для достижения дополнительной мотивации мы можем заранее сообщить ребятам, что ученик, вырастивший наиболее интересную и показательную культуру бактерий, получит дополнительные баллы, – тогда включается соревновательный процесс.

Через неделю часть учащихся принесёт культуры бактерий в класс. В зависимости от особенностей класса, это будет один-два человека или половина класса, которых надо дополнительно похвалить. Далее проводят смывы с поверхности клубней, отбирают немного настоя сена, помещают капли материала на предметные стекла и раздают всем учащимся для наблюдений под микроскопом. Результаты наблюдений фиксируются в тетради для лабораторных работ. В этот момент активизируется познавательная активность учеников: они должны увидеть бактериальные клетки, зарисовать их, проследить за особенностями движения, наличием колоний. Ещё раз отметив тех, кто провёл эксперимент до конца, необходимо провести опрос всех остальных учеников с целью проведения их саморефлексии: «Почему ты не смог провести опыт? Как получилось, что забыл банку с настоем?». Часто у детей возникает интерес к движущимся живым объектам, микроскопу, как прибору, позволяющему видеть микромир, а когда ребята понимают, что материал для рассмотрения они могут подготовить сами – включается дополнительная мотивация, – и в следующий раз процент учеников, подготовивших свой собственный материал, существенно возрастёт.

Часть следующего урока можно посвятить просмотру обучающего фильма или презентации по теме «Бактерии». Для активизации познавательной активности заранее, в начале урока, даются следующие задания: отметить в тетради, где обитают бактерии, какова их роль в природе и жизни человека, какие бывают болезнетворные бактерии? При этом учащиеся должны сравнить то, что они увидят на экране, с теми образцами, которые они рассматривали ранее под микроскопом. Для обсуждения  фильма несколько учащихся выступают со своими записями, остальные должны внимательно следить, всё ли перечислено, – таким образом, класс регулирует получение знаний и при необходимости корректирует докладчиков. Далее два-три ученика попытаются ответить на сложный вопрос: «Чем могут быть полезны болезнетворные бактерии?» – здесь важно акцентировать внимание на личной точке зрения учеников и дать им возможность отстоять личную позицию в данном вопросе. Всегда найдётся учащийся, который скажет, что болезнетворные бактерии поддерживают численность разных видов животных или растений на определённом уровне, что важно для сбалансированного функционирования биосферы. Учитель может специально спровоцировать мини-дискуссию по этому вопросу, что заставляет учеников дополнительно развивать коммуникативные и личностные УУД.

Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать ее результаты; создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

Учебная деятельность – самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт.

Учебная задача (чему? зачем?) – цель, которую перед собой ставит ученик.

Учебное действие (как?) – система существенных признаков понятия или алгоритм.

Самоконтроль (правильно?) – определение правильности выполненного действия.

Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.

Заключение

К. Д. Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. 

Вернуться к оглавлению


Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz