Урок
биологии в 10 классе
МБОУ СОШ № 144 г. о. Самара
Урок разработан учителем биологии высшей категории Фалиной Ириной Валериевной
Тема урока: «Наследственные заболевания человека.
Генетическое консультирование»
Цель урока: сформировать представление о генетике человека.
Задачи урока:
Образовательные:
· В результате изучения темы учащиеся должны уметь пользоваться генетической символикой, показывать четкие и осознанные знания генетических терминов и понятий, основных законов генетики.
· Характеризировать методы изучения генетики человека, механизм наследования заболеваний.
- Обосновывать универсальное значение законов классической генетики для изучения наследственности человека.
Развивающие:
- Сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой человека
- Показать необходимость генетических знаний для прогнозирования появления наследственных заболеваний у человека и их ранней диагностики.
- Развивать навыки решения генетических задач.
- Развивать культуру речи, логическое мышление.
- Развивать навыки работы в группе.
Воспитательные:
- Формировать умение самостоятельно решать ситуационные творческие задачи, накапливать опыт поиска способов решения проблемы.
- Отрабатывать умение решать генетические задачи, анализировать родословные.
- Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор.
На столах: таблицы «Наследование признаков», примеры родословных, листы «Рефлексия».
Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода, технологии критического мышления, информационно-коммуникационная технология.
Формы работы на уроке:
· Фронтальная эвристическая беседа.
· Групповая работа.
· Работа в парах
Методы и приёмы:
· составление списка "известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам;
· систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
· методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
· дискуссия, написание творческих работ, исследование по отдельным вопросам темы.
Ход урока
Оргмомент. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
Первый этап урока: «ВЫЗОВ»
Учитель предлагает просмотреть отрывок видеофильма (о рождении детей с различными аномалиями).
Сегодня мы попытаемся найти ответы на вопросы, от которых, в конечном счете, зависит счастье или несчастье каждой семьи, а в итоге и судьба человека.
В последнее время часто рождаются дети, у которых врачи диагностируют отклонения либо в психическом, либо в физическом развитии. Несчастные дети не вызывают других чувств, кроме жалости и сострадания. Ведь в своем несчастье они не виноваты. Но представить и прочувствовать горе их родителей могут только те, кто сам оказался в подобной ситуации.
Ежегодно в нашей стране рождаются около 200 тыс. детей с наследственными заболеваниями. Причем количество видов этих заболеваний с каждым годом увеличивается. В 1986 году было известно около 2 тыс. наследственных патологических состояний, а спустя несколько лет, в 1992 году, их количество возросло уже до 5 тыс. Причина этого роста двояка: с одной стороны, совершенствование методов молекулярно-генетической диагностики позволяет выявлять наследственную причину заболеваний, ранее не относимых к этой категории; с другой стороны, бурное развитие науки и техники приводит к интенсивному накоплению в окружающей среде разнообразных мутагенов, способных наносить вред здоровью не только современного человека, но и будущих поколений людей.
Давайте подумаем, что же нужно сделать, чтобы родить здорового ребенка?
Работа в парах. У каждого ученика на столе лежит индивидуальный рабочий лист (приложение 1)
1. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете по данной проблеме. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию, с которой согласны оба - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком.
Знаю – V |
Хочу узнать - ? |
Узнал новое - + |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах.
3.Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему. По какому плану мы изучаем влияние факторов среды на живой организм? Составьте предварительные кластеры.
Давайте обсудим, что у вас получилось.
Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда попробуем ее дополнить.
Второй этап урока: «Осмысление содержания»
1.Просмотр презентации «Медико – генетическое консультирование».
В последнее время в разных странах мира появились медико-генетические консультации. Как вы думаете, зачем они нужны? ( слайды № 1 – 3)
Существуют разные группы наследственных заболеваний (классификация и примеры – слайды № 4 - 8) Генетическое консультирование - это особый вид медицинской помощи, позволяющий прогнозировать рождение больного ребенка с помощью специальных компьютерных программ и генетических тестов. Врач-консультант помогает семье в принятии решения, в планировании её будущего, назначает дородовую диагностику (слайд № 9), цель которой оценить риск рождения больного ребенка. Одним из методов является получение пробы околоплодной жидкости, в которой содержатся живые клетки плода (амниоцентез – слайд № 10), их исследуют, определяют пол плода, изучают его хромосомы, проводят биохимический анализ. С помощью УЗИ определяют расположение плаценты и плода, скрытые пороки развития головного и спинного мозга.
2.Работа с текстом «Наследственные заболевания человека», составление предварительных кластеров. (приложение 2)
А теперь вам предлагается текст. Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:
"v” –
знакомая информация; "+” – новая информация;
"-" - думал иначе; " ? ” –
непонятная информация.
Выделяйте главное, подчеркивайте ключевые слова, записывайте их в тетрадь. Обсудите информацию в группе. Выделите линии сравнения и запишите их на карточках (или отдельных листах).
Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После просмотра презентации и чтения текста заполняйте 3-ю колонку "Узнал новое”. (Записывайте самое основное). Напоминаю: записи должны быть ёмкими, но краткими (класс разбивается на группы, идет работа в группах по текстам, которые раздает педагог).
3.Деловая игра «Виртуальная генетическая лаборатория»
Теперь мы с вами попробуем применить полученные знания на практике. Ребята, сегодня мы с вами посетим генетическую консультацию и посмотрим на работу ее лабораторий. В ней изучают наследственность человека и проблемы эволюционной генетики человека. Я буду выполнять роль эксперта, а вы – роли научных сотрудников лабораторий. Итак, начинаем. Работать будете в группах. Каждая группа – лаборатория, которая проводит консультацию по определенному заболеванию.
Лаборатория № 1.
Пациенты (семейная пара): «У нас родился ребенок, которому в роддоме поставили диагноз – фенилкетонурия. Мы знаем, что при этом заболевании развивается умственная отсталость. Мы ждем еще одного ребенка. Неужели и он родится больным? Может врачи в роддоме поставили ошибочный диагноз?»
Консультант №1, используя сведения о фенилкетонурии, рассказывает об этом заболевании и отвечает на вопрос: исключение из питания фенилаланина с первых месяцев жизни способствует нормальному развитию ребенка. В настоящее время все новорожденные обследуются на уровень фенилаланина в крови: для этого несколько капель крови на фильтрованной бумаге посылают в лабораторию, где с помощью хроматографического метода определяют содержание данной аминокислоты. Реже используется проба Феллинга: к 2 – 5 мл мочи ребенка добавляют 10 капель 10% раствора треххлористого железа. Появление сине – зеленого окрашивания свидетельствует о наличии заболевания и ребенок должен быть обследован количественными методами для установления окончательного диагноза.
Лечение. Резко ограничивают поступление с пищей белка. Количество фенилаланина в пище не должно превышать 15 – 40 мг/кг (в первые месяцы жизни – 50 – 60 мг/кг). Из рациона исключают продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйца, сыр, молоко, горох, фасоль). Разрешают употреблять сахар, мед, фруктовые соки растительные масла, искусственное саго. В качестве заменителя белка используют препараты, в которых полностью или почти полностью отсутствует фенилаланин (лофенолак, цимогран, берлофан, минафен). Молоко, картофель, хлеб, овощи разрешают использовать в пишу только после определения содержания в них фенилаланина. Прогноз относительно благоприятный, если лечение начинают на первом месяце жизни и уровень фенилаланина в крови не превышает 4 – 8 мг/100 мл.
Консультант №2 решает задачу и определяет вероятность рождения больного ребенка:
Дано:
А – норма
а – фенилкетонурия
Найти: % аа - ?
Решение: Если ребенку был поставлен такой диагноз, значит оба родителя являются гетерозиготами по данному признаку:
Р: ♀ Аа × ♂Аа
норма норма
G : А,а А,а
F1 : АА, Аа, Аа, аа
норма норма фенилкетонурия
вероятность 25%
Лаборатория № 2
Пациент(юноша): « У меня мама болеет сахарным диабетом. Я не болею этим заболеванием. У моей девушки в семье все здоровы. Мне бы хотелось знать, если я женюсь, есть ли вероятность того, что мои дети будут страдать этим заболеванием? Каковы признаки развития диабета?»»
Консультант № 3 рассказывает о сахарном диабете:
Типы диабета. Сахарный диабет встречается у людей обоего пола, различного возраста и различных профессий, живущих в различных климатических и социальных условиях. Различают сахарный диабет I типа и II типа – это 2 различных заболевания с одним и тем же конечным результатом - инсулиновая недостаточность. Однако существуют промежуточные или индивидуальные типы сахарного диабета. Сахарный диабет I типа – инсулинозависимый, чаще развивается в детском и подростковом возрасте, но не исключается и любой другой возраст. В раннем возрасте заболевание протекает тяжелее, чем в возрасте 40 лет и старше. Сахарный диабет II типа – инсулинонезависимый – встречается в 4 раза чаще, чем сахарный диабет I типа, как правило, у людей старше 50 лет и чаще у женщин.
Признаки развития диабета. Основой диагноза является показатель глюкозы в плазме крови. Повышение уровня сахара крови натощак более 120 мг% (6,6 ммоль/л) свидетельствует о развитии сахарного диабета. В норме сахар в моче не определяется, но при уровне сахара в крови более 160 – 180 мг% (8,8 – 9,9 ммоль/л – гипергликемия) почечный фильтр начинает пропускать сахар в мочу (гликозурия). Наличие глюкозы в моче является веским диагностическим критерием. Комплекс клинических симптомов, характерных для сахарного диабета обоих типов: частое мочеиспускание, повышенная жажда, увеличение количества мочи, быстрая потеря веса (или ожирение), высокий уровень сахара в крови, ощущение слабости или усталости, кожный зуд, неясность зрения, судороги икроножных мышц. Для сахарного диабета I типа характерно быстрое ухудшение самочувствия и более выраженное обезвоживание организма. У больных сахарным диабетом обоих типов наблюдаются дизадаптация, выражающаяся в плохой переносимости физических нагрузок и метеозависимости, а также дисхроноз (нарушения биоритмики физиологических процессов, сна и бодрствования). Очень характерно для больных диабетом плохое состояние кожи: склонность к грибковым заболеваниям, гнойничковым высыпаниям, медленное заживление ран.
Консультант № 4 определяет вероятность рождения детей, больных сахарным диабетом:
Дано:
А – нормальное содержание сахара
А – сахарный диабет (рецессивный признак)
Найти: % аа - ?
Решение: т.к. мать пациента болеет диабетом, а он здоров, то он гетерозиготен. Если в семье его будущей жены этого заболевания не будет, то тогда опасаться нечего. Все дети будут здоровыми.
Р: ♀ АА × ♂Аа
G : А А,а
F1: АА, Аа
Норма 100%