Сайт учителя биологии Фалиной

Ирины Валериевны

Меню сайта:
Категории раздела
Добавление материала [47]
Описание информации, размещаемой на страницах сайта
Мои презентации [5]
Добавление презентаций по разным темам уроков
Проверочные работы [25]
Добавление текстов контрольных и самостоятельных работ, составленных автором сайта
Flash - анимации [1]
Добавление анимированных пособий для закрепления изученного материала
Работы моих учеников [3]
Добавление тестов, схем, кроссвордов, презентаций, составленных учащимися 6-11 классов
Онлайн-тесты [7]
Конспекты уроков [1]
В данном разделе размещены конспекты уроков, разработанные автором сайта
Статьи [3]
Информация по разным разделам биологии, которая может быть использована для подготовки к урокам
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Инструкции по решению генетических задач

 


ИНСТРУКЦИЯ №1 ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

Автор: учитель биологии МБОУ СОШ №144 г.о.Самара

                                               Фалина И.В.

 

1.     Прежде всего необходимо выучить основные генетические термины!

2.     Если вы не знаете терминологию, то выпишите все термины на листок, которым можно будет воспользоваться при решении задачи.

3.     Внимательно прочитайте условие задачи.

4.     Определите тип задачи: моногибридное или дигибридное скрещивание, полное или неполное доминирование, сцепленное или независимое наследование.

5.     При сцепленном наследовании нужно определить, находятся ли гены , отвечающие за развитие признака, в половых хромосомах . Если «да», то в Х или У хромосоме. Если «нет», то тогда руководствуйтесь законом Моргана.

6.     Выясните, какой из пары альтернативных признаков является доминантным, какой – рецессивным. Либо это дано в условии, либо нужно определить доминантность-рецессивность по потомству: часто в задачах дается количество потомков с разными фенотипическими признаками.

7.     Запишите в тетради условие (кратко) генетической задачи. При этом при полном доминировании доминантный признак обозначается большой буквой, рецессивный – маленькой. При неполном доминировании в условии записываются генотипы: доминантные признаки для гомозиготного исследуемого организма обозначаются в виде АА, для гетерозиготного - Аа. Неопределенный генотип имеет обозначение А_. Рецессивный признак записывается в виде комбинации аа.

8.     Проанализировав условие задачи предположите генотипы родительских организмов. Используйте общепринятую форму записи, например:

                   

                      P:  АА     х       аа

                     G:   А                 а

                      F1:           Аа

9.     Определите число и тип гамет (половых клеток). Помните, что гаметы могут быть только гаплоидны, т.е. каждая из гамет будет содержать лишь по одной хромосоме, взятой из гомологичной пары. В результате потомство получает по «половине» хромосом от каждого из своих родителей.

10.  Запишите генотипы и фенотипы предполагаемого потомства.

11.  Проанализируйте полученные результаты и запишите  числовое  соотношение в виде расщепления.

12.  Внимательно прочитайте, о чем спрашивается в задаче и запишите ответ.



ИНСТРУКЦИЯ №2 «ОФОРМЛЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ»

Автор: учитель биологии И.В.Фалина, г.Самара

1. Для записи условия и составления схем используются специальные символы:

          P – родители

          G – гаметы

          F – потомство

          х – значок скрещивания

          ♂ -  мужской пол

          ♀ -  женский пол

          A, B, C, D и т.д. – обозначение доминантных генов заглавными       буквами латинского алфавита

          а, b, c, d и т.д. – обозначение рецессивных генов строчными буквами латинского алфавита

2. В строке «родители» сначала записывают генотип женского организма, а потом мужского.

3. Если в условии указан лишь фенотип особи, то при записи генотипа указывают лишь те гены, наличие которых бесспорно. Те гены, которые невозможно определить по фенотипу, обозначают знаком «_».

4. В следующей строке записывают типы гамет, которые образуются у родителей.

 

!!! Помните, что в гамету всегда попадает в два раза меньше генов, чем их есть в генотипе у родителей

!!! При дигибридном и полигибридном скрещивании в одну гамету попадает только один ген из  каждой аллельной пары

!!! Записываются все типы гамет, которые могут образоваться у организма с данным генотипом

 

5. В строке «потомство» записывают генотипы, образующиеся в результате встречи гамет. Если задача на ди- или полигибридное скрещивание, то для записи генотипов потомков лучше воспользоваться решеткой Пеннета. Она представляет собой таблицу, где по вертикали записывают все типы гамет, образуемые женским организмом, а по горизонтали – все типы гамет, образуемые мужским организмом. На пересечении столбца и горизонтальной линии в клетку таблицы записывается генотип образующейся особи.

 

!!! Сначала записывают гены одной аллельной пары, затем другой

!!! На первом месте в каждой паре аллельных генов ставится доминантный ген, если он есть

 

6. Под  каждым генотипом потомства записывают словами его фенотип.

7. Результаты скрещивания носят вероятностный характер. Соотношение полученных групп потомства записывают в виде расщепления (расщепление по генотипу, расщепление по фенотипу). Это соотношение выражается либо в процентах, либо в долях единицы.


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz