Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS |
Сайт учителя биологии Фалиной Ирины Валериевны |
|
Продолжение программы Раздел 2. ЭКОСИСТЕМЫ (26 час) 1. Организмы и среда обитания (7 час)
Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы экологии. Полевые наблюдения. Экологический мониторинг окружающей природной среды. Эксперименты в экологии. Моделирование в экологии. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах обитания. Экологические факторы и закономерности их действия. Взаимодействие экологических факторов. Биологический оптимум и ограничивающий фактор. Правило минимума Ю. Либиха. Экологические спектры организмов. Эврибионтные и стенобионтные организмы. Классификация экологических факторов: биотические, абиотические и антропогенные. Абиотические факторы. Свет и его действие на организмы. Экологические группы растений и животных по отношению к свету. Сигнальная роль света. Фотопериодизм. Температура и её действие на организмы. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Температурные приспособления организмов. Влажность и её действие на организмы. Приспособления организмов к поддержанию водного баланса. Приспособления организмов к действию абиотических факторов. Биологические ритмы. Приспособленность организмов к сезонным изменениям условий среды. Биотические факторы (взаимодействия). Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в среде обитания и в сообществах.
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен знать/ понимать - биологическую терминологию: экология, абиотические, биотические, антропогенные факторы, биологический оптимум, лимитирующий фактор, правило минимума, эврибионты, стенобионты, фотопериодизм, анабиоз, пойкилотермные и гомойотермные организмы, биологические ритмы, конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм - типы взаимодействия организмов уметь - выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме - описывать приспособления у растений и животных к изменениям температуры, влажности окружающей среды. - обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации - информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; Демонстрации рисунков, схем, слайдов, фильмов, показывающих различные методы экологических исследований; приборов, используемых в экологии; портретов учёных-экологов. таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих действие экологических факторов на организмы, биотические взаимоотношения между организмами. 2. Экологические системы (12час) Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Сообщества организмов: структуры и связи. Биоценоз — сообщество организмов. Структуры биоценоза. Связи между организмами в биоценозе. Экосистемы. Структурные компоненты экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Экологические пирамиды. Правила экологической пирамиды. Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. Циклические изменения в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Поступательные изменения сообществ — сукцессии. Природные экосистемы. Экосистема озера. Экосистема смешанного леса. Структурные компоненты и трофическая сеть природных экосистем. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем. Биоразнообразие — основа устойчивости сообществ. Практические и лабораторные работы Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем . Описание экосистем своей местности Описание агроэкосистем своей местности Решение экологических задач
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен знать/ понимать - биологическую терминологию: биоценоз, биотоп, фитоценоз, зооценоз, микробоценоз, трофические, топические, форические связи в боценозах, экосистема, биогеоценоз, экотоп, продуценты, консументы, редуценты, трофические уровни, трофические цепи, трофическая сеть, биологическая продуктивность экосистем, экологические пирамиды, первичные и вторичные сукцессии, агроэкосистема; - компоненты биогеоценоза; - признаки и свойства экосистемы; - причины устойчивости экосистемы уметь
- выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах; - объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; - приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе; - выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме; - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; - наблюдать и описывать экосистемы своей местности; - выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации - информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; Демонстрации таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих влияние абиотических и биотических факторов на организмы, структуру и связи в экосистемах; аквариума как модели экосистемы; способов экологического мониторинга. 3. Биосфера — глобальная экосистема (3час) Биосфера – глобальная экосистема. Развитие представлений о биосфере в трудах Э. Зюсса, В. И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Ритмичность явлений в биосфере. Зональность биосферы. Основные биомы суши. Климат, растительный и животный мир основных биомов суши. Практические и лабораторные работы Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота
В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен знать/ понимать - биологическую терминологию: биосфера, живое, биогенное, косное, биокосное вещество биосферы, функции живого вещества: газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, транспортная, деструктивная, биохимические циклы элементов; - значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; - закономерности распределения биомассы, роль живых организмов в круговороте воды, углерода; уметь - выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем; - приводить примеры проявления функций живого вещества; - описывать круговорот углерода, фосфора, серы и азота в природе; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации - информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; Демонстрации таблиц, рисунков, схем, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих структурные компоненты биосферы, биогеохимические процессы круговорота веществ и превращение энергии в биосфере; разнообразие основных биомов Земли. 11. Человек и окружающая среда (4час) Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Переход биосферы в ноосферу. Воздействие человека на биосферу. Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха. Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов. Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата. Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. Охрана растительного и животного мира. Проблема охраны природы. Красные книги. Особо охраняемые природные территории. Ботанические сады и зоологические парки. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Истощение природных ресурсов. Концепция устойчивого развития. Сосуществование человечества и природы. В результате изучения темы на профильном уровне учащийся должен знать/ понимать - биологическую терминологию: ноосфера, глобальный экологический кризис, смог, эвтрофикация водоемов, пестициды, парниковый эффект, интродукция, заповедники, заказники, исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы; - возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека на атмосферу; уметь - анализировать глобальные изменения в атмосфере; - оценивать возможные вредные последствия влияния хозяйственной деятельности человека; - характеризовать сущность рационального природопользования; - приводить примеры возобновимых и невозобновимых природных ресурсов; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации - информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях; Повторение (6 часов) Демонстрации слайдов, фильмов, иллюстрирующих воздействие человека на биосферу; мероприятий по рациональному природопользованию, охране растительного и животного мира; фотографий охраняемых растений и животных Красной книги РФ; портретов учёных-экологов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета Знать и понимать: основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Мен-деля; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере); особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюция биосферы; особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура); причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем. Уметь (владеть способами деятельности): приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, естественных и искусственных экосистем; влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции; приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; эволюции, используя данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, биогеографии, молекулярной биологии; эволюции человека; единства человеческих рас; эволюции биосферы; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; глобальные антропогенные изменения в биосфере; аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; происхождения человеческих рас; выявлять: влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; приспособления у организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; мутагены в окружающей среде (косвенно); сходство и различия между экосистемами и агроэкосистемами; устанавливать взаимосвязи: строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); исследовать биологические системы на биологических моделях (клетка, аквариум и др.); изучать и описывать экосистемы и агроэкосистемы своей местности; самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |