7. Развитие УУД обучающихся средней общеобразовательной школы на уроках биологии в контексте стандартов второго поколения
7.1 Приемы формирования и развития личностных универсальных учебных действий.
В личностные универсальные учебные действия входят смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, жизненное, личностное профессиональное самоопределение. Задания по развитию личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию.
Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся:
1. Прием новизны: использование на уроках интересных сведений, фактов, исторических данных, сведений из различных литературных источников, ярких примеров из жизни.
2. Прием динамичности: демонстрация процессов и явлений в динамике.
3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала и психолого-возрастных особенностей учащихся создают различные проблемные ситуации или ставят проблемные вопросы.
Например, создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту. В 9 классе по теме «Эволюция» можно привести точку зрения разных ученых на явление приспособленности организмов к среде обитания. Задание. Карл Линней считал, что виды созданы творцом такими, какими мы их видим. Жан Батист Ламарк считал, что организмы изменяются соответственно меняющимся условиям среды. Чарльз Дарвин высказал мысль, что приспособленность организмов – это результат естественного отбора особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды. С чьей точкой зрения вы согласны и почему?
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания;
· самооценка события, происшествия;
· дневники достижений.
На биологии в 8-м классе я провожу уроки моделирования различных систем органов. Каждый ученик создает модель определенной системы органов, используя для работы пенопласт, пластилин, проволоку, цветную бумагу и т.д. В результате получается объемный продукт индивидуальной творческой деятельности.
При изучении анатомии (8 класс) по теме «Опорно-двигательная система» мои ученики ведут дневники своих спортивных достижений. В эти дневники они заносят информацию о спортсменах, о влиянии тренировок на организм человека, подбирают для себя комплекс оздоровительных упражнений, составляют график занятий, проводят измерение своего веса, роста, объема мышц на руках и ногах. По результатам проводят анализ полученных данных и делают вывод о своих личных «рекордах».
Можно использовать для развития личностных универсальных учебных действий выполнение мини-проектов.
Для развития личностных умений можно воспользоваться методикой опорных конспектов. Опорный конспект В.Ф. Шаталов сравнивал с краткими записями учителя на доске во время объяснения материала: «Новая методика – подчеркивал он, – предусматривает, что такую доску после каждого урока уносит с собой каждый ученик. Вот что такое «опорный конспект», вот что представляют собой листы с опорными сигналами, «виды доски». При такой форме работы ученик наглядно видит весь материал, изложенный учителем. Упрощается оперирование новыми терминами, именами и датами. Готовые на опорных сигналах рамки рассказа исключают забывание учащегося, формируют уверенность в успехе и в себе. Успех в свою очередь, способствует повышению работоспособности, увеличению эффективности умственного труда учащегося». Этой методикой я пользуюсь на уроках биологии в 6-8-х классах.
Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.
Примеры креативных заданий:
- Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).
- Город – это своеобразный урбанизированный «организм». Проведи аналогию между системами органов у животных и системами жизнеобеспечения в городе. Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя?
- Сочини сказку о растениях семейства бобовые, пасленовые, лилейные и т.д.
- Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, клевера) шмелю.
Вернуться к оглавлению Продолжение