Цель,задачи.
Цель данного курса – повышение уровня эколого-краеведческой грамотности школьников, формирование системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении к окружающей среде, развитие познавательной установка личности на решение проблем современного общества, подготовка обучающихся к сознательному выбору вида деятельности, связанной с проблемами экологии.
Образовательные задачи:
-способствовать усвоению знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии и взаимозависимости природы и человека.
-формировать научное мировоззрение и экологическое мышление школьников;
-обучать школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию потребности общения человека с природой;
-развивать потребность в активной практической деятельности по охране окружающей среды;
-содействовать социализации учащихся, выработке у них навыков коллективной мыслительной деятельности, работы в группах;
-содействовать творческому развитию личности, формированию креативного и рефлексивного мышления,
-способствовать приобретению навыков публично выступать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные задачи:
- прививать ученикам чувство любви и бережного отношения к окружающей среде;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой родной край.
- вовлекать учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Сроки реализации и логика преподавания элективного курса по экологическому краеведению:
Программа ориентирована на учащихся 10-11 классов, особенностью является изучение данного курса в течение двух лет. Первый раздел – 34 часа - посвящен изучению видового разнообразия флоры и фауны природных сообществ Самарской области, знакомству с редкими и исчезающими видами. Особое внимание уделяется природным охраняемым территориям края. Второй раздел – 34 часа (второй год обучения) – посвящен изучению антропогенных экосистем - оценке экологической обстановки в г. Самаре и Самарской области.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (10-15 человек), режим занятий - 1 раз в неделю.
В рамках программы каждый участник на протяжении учебного года осуществляет исследовательскую деятельность. Этапы исследования:
1.Подготовительный. Учащиеся изучают литературу, занимаются сбором предварительных данных об объекте изучения, подбирают методики и необходимое оборудование.
2.Экспериментальный. В процессе исследования учащиеся проводят наблюдения, сбор проб, сбор информации, фиксируются полученные результаты.
3.Камеральный. Осуществляется обработка образцов материала, определяется видовой состав, составляются таблицы, проводится математическая обработка результатов, построение карт, диаграмм, графиков.
4.Аналитический. Проводится работа по выявлению причинно - следственных связей, закономерностей эколого-краеведческих проблем.
5. Отчетный. Составляется отчет об исследовательской деятельности. На основе полученных материалов оформляются научно – исследовательские работы и проекты.