пр2
Методические рекомендации по проведению экскурсий
«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи¬тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо¬бенно добросовестного и любящего свое дело препода¬вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла¬на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.
Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:
подготовка к экскурсии
проведение экскурсии.
Подготовка к экскурсии.
Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:
1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.
3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избе¬гите длинных объяснений.
6. Не оставляйте экскурсан¬тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.
7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва¬ниями; они их забудут.
8. Умейте сконцентрировать вни¬мание экскурсантов на нужном объекте.
9. Умейте вовре¬мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.
10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.
Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор¬ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Подготовка к экскурсии включает в себя
Подготовка учителя к экскурсии
Подготовка учащихся к экскурсии
Подготовка учителя к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель¬ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур¬сии, в котором должны найти отражение следующие ос¬новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк¬туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.
Подготовка учащихся к экскурсии.
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю¬дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос¬ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове¬дению учащихся на экскурсии. Желатель¬но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни¬ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при¬чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.
Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото¬графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно¬гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред¬кими или исчезающими.
Проведение экскурсии.
Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд¬шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.
Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание
учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!
Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при¬роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест¬венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на¬блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре¬красные картины сезонной жизни различных ландшаф¬тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур¬сии.
Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча¬щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур¬сия должна сохранить свое содержание и специфику.
Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель¬ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданий— научить учащихся видеть про¬исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз¬никающих вопросов.
Задания должны быть доступны ученикам и пре¬дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде¬ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя¬тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби¬раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на¬ходках, показывают собранный материал. Учитель об¬ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.
После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен¬ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.