При проведении данного элективного курса педагогу рекомендуется использовать технологии:
компетентностно-ориентированного обучения (интерактивные методики, творческие задания, работу в малых группах, обучающие, развивающие, деловые игры, использование общественных ресурсов, внеаудиторные методы обучения);
информационные (работа в сети Интернет, мультимедийные средства, создание компьютерной презентации);
здоровьесберегающие технологии (упражнения на расслабление мышц, коррекцию осанки, дыхательную гимнастику, звукотерапию, положительную мотивацию и др.);
метод проектов. По этапам выполнения проекта оценивается уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся;
Также необходима технология личностно-дифференцированного подхода, технология Блума.
Использование современных образовательных технологий позволяет формировать ключевые компетентности учащихся.
Основными методами обучения являются (по Г.К. Селевко3): проблемные, поисковые, творческие. Реализация методов достигается за счет включения таких форм обучения как: лекция, практическая работа, экскурсия, семинар, консультация, эксперимент, проект.
Программа рассчитана на 68 часов обучения (на 2 года), в том числе 29 часов отводится на лекционные занятия, 19 часов – на практические работы, 7 часов – на экскурсии, 13 часов – на исследовательскую деятельность (консультации, сбор материала, разработка и защита проектов).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
- характеристику природных зон Самарской области;
-характеристику внутренних вод области, режим их охраны;
-классификацию гидробиоценозов Самарской области, меры по их сохранению;
-видовое разнообразие флоры и фауны родного края;
-характеристику абиотических и биотических факторов различных природных сообществ области;
-структуру Красной Книги Самарской области, редкие и счезающие виды флоры и фауны Самарского края;
-классификацию охраняемых территорий, основные охраняемые объекты Самарской области;
-видовое разнообразие фауны и флоры города Самары;
- виды природных ресурсов и экологические проблемы Самарской области и города Самары ;
-основные аспекты, определяющие условия жизни человека в городской среде;
- правила поведения в природе;
-инструкции по технике безопасности (при выполнении практических работ
в школе и вне школы).
-правила ведения наблюдений, полевых исследований
Учащиеся должны уметь:
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растений;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины;
-составлять описание памятников природы;
- различать охраняемые растения и животные Самарской области;
- работать с литературой;
- оценивать природные условия и ресурсы;
- выполнять правила природоохранного поведения;
- оценивать хозяйственное использование природных ресурсов Самарской области;
- составлять экологические карты местности.
Формы подведения итогов
В течение изучения курса ученики принимают участие в мероприятиях школьного, районного, городского и т.д. уровней: предметные декады, олимпиады по биологии, экологии, краеведению; научно-практические конференции, различные конкурсы (брейн - ринг, заочные олимпиады и конкурсы по Интернету).
Контрольный зачет по программе – защита проекта или учебно-исследовательской работы по краеведению.
Основные критерии оценки образовательного продукта:
№ | Критерии | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
1. | Соответствие содержания | Соответствует, цели и задачи | Цели и задачи сформулированы, | Цели и задачи сформулированы, но не раскрыты |
2. | Наличие эксперименталь-ной | Раскрыта методика | Есть методика и анализ, но | Данные собраны, но не |
3. | Логичность суждений | Материал изложен четко, в строгой последовательности | Логика нарушена лишь в | Логика присутствует лишь в |
4. | Владение понятийным аппаратом | Свободное | Есть затруднения в некоторых | Понятийным аппаратом владеет |
5. | Культура речи | Речь грамотная, большой словарный запас | Речь грамотная, но лаконичная | Бедный словарный запас |
6. | Умение отстаивать свою точку | Есть своя точка зрения, подтверждается убедительно и | Свое мнение есть, но ограничен | Нет четких позиций при |
7 | Творческий подход | Высокий | Средний | Низкий |
8. | Оформление работы | Соответствует требованиям, | Есть неточности в оформлении, | Есть ошибки в оформлении, иллюстративного материала мало |