Лабораторная
работа «Оценка своего внимания»
Изменение
числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях.
Цель: определение устойчивости непроизвольного
внимания и внимания при активной работе с объектом.
Оборудование: секундомер
или часы с секундной стрелкой.
Предварительные
пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду,
обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут
сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной
к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую
черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний
этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число
колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число
колебаний за 30 с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте
таблицу.
Измерение колебаний внимания при разных
условиях
Колебания внимания
|
Время
|
|
30 с
|
1 мин
|
Непроизвольное внимание (без установки)
|
|
|
Произвольное внимание
(с установкой
сохранять создавшийся образ)
|
|
|
Произвольное внимание при активной
работе с объектом
|
|
|
Ход
работы. (НЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ)
I. Определение
устойчивости непроизвольного внимания.
Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30 с.
При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число колебаний внимания
за 30 с удвойте. Оба значения занесите в соответствующие графы таблицы.
II. Удержание
образа произвольным вниманием.
Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но
постарайтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложился. Если же
он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте
число колебаний. Результаты занесите в протокол.
III. Определение устойчивости внимания
при активной работе
с объектом.
Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький
квадрат – ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать,
телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не
забывайте при каждом изменении образа делать штрих, причем каждый раз
возвращайтесь к исходному образу и продолжайте «обставлять» комнату.
«Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные
результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.
В отчете, как всегда, цель, оборудование, таблица с
результатами.
Проанализируйте свои результаты, занесите анализ в отчет. Объясните,
как особенности вашего внимания проявляются в вашей жизни. Сделайте вывод по
работе.