Увидев определение
инженерного мышления, я задумалась
«Смогу ли я его формировать на своих уроках?»
(слайд 2).
Но ознакомившись со
структурой, поняла, что это реально.
Не буду подробно останавливаться на
структуре (слайд 3, слайд 4)
•
Еще Конаржевский Ю. А. в своей книге «Система. Урок. Анализ»
писал: «поставьте задачу на уроке в такие условия, чтобы они толкали,
провоцировали школьников на активное действие, создавали внутреннею мотивацию
учения, причем не «ВЫ-нуждения», а «ПО- буждения» к решению исследовательских
задач…»
Считаю, что на уроках биологии и во внеклассной деятельности формирование
инженерного мышления можно осуществлять следующими способами:
- использовать технологии проектов и
исследовательских работ;
- использовать технологию развития критического мышления;
- с помощью схемных и знаковых моделей ( на
основе метода Шаталова В.Ф.)
- использовать плоскостное и объемное
моделирование
Цель и задачи моих уроков: (слайд 5)
•
Формирование инженерного мышления через активизацию
мыслительной деятельности и развитие
логического мышления учащихся с помощью знаково-схемной символики
Решаемые
задачи:
•
1. Облегчить усвоение материала, представив его в
компактной, краткой форме, удобной для запоминания и воспроизведения при
ответе.
•
2. Научить выделять в любом информационном источнике
основные понятия.
•
3. Научить
устанавливать логическую взаимосвязь между основными понятиями изучаемой
темы.
По данным
психологов (слайд 6)
«От услышанного учащимися в течение урока у
них в памяти
остается в среднем 10% содержания.
От воспринятого
через чтение закрепляется 30%.
Наблюдение
учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем
около 50% воспринятого.
Практические
действия учащихся с учебным материалом
оставляют в их памяти в среднем 90%
воспринятого».
Опираясь на эти данные и учитывая, что
главный способ достижения знаний – деятельность,
я использую следующие средства: (слайд 7)
•
интеллект-карты (по системе Тони Бьюзена)
•
создание объемных моделей
и моделей-аппликаций различных органов и процессов
•
опорно-логические схемы,
•
графические конспекты.
Схемно-знаковые модели представления
знаний. Не буду подробно останавливаться на характеристике моделей, а сразу
перейду к их использованию на различных уроках
(слайд 8)
•
Графический конспект- визуальное интерпретация учебного
материала, индивидуальный рисунок обучающегося
•
Интеллект-карта - метод изображения процесса общего
системного мышления при помощи схем, предоставляющих комфортную технику другой
записи линейной информации.
•
Логические опорные схемы - это
компактное отображения основного
учебного материала с указанием логической структуры
•
Опорный
конспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.) – это
визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены
основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы
повышения мнемонического эффекта.
Чтобы
составить грамотно опорный конспект,
нужно соблюдать «Требования к опорному конспекту», по В.Ф. Шаталову (слайд 9).
Я сама сначала
составляю опорные тематические конспекты. Конспекты распечатываются на цветном
принтере. При работе над определенной темой они раздаются каждому ученику. На
каждом конспекте присутствует памятка обучающемуся (слайд 10).
Яркие и красочные конспекты с уменьшенным
количеством словесной информации облегчают ее запоминание (слайд 11).
К концу 6-го - началу 7-го класса, когда
ученики научились работать с готовыми опорными конспектами, перехожу с
обучающимися к созданию собственных конспектов. Как показало исследование, свой
конспект запоминается лучше, нежели тот, который давался готовым (Сравнение
работы по опорным конспектам – слайд 12).
Пример опорного
конспекта, выполненного старшеклассниками «ФОТОСИНТЕЗ» (слайд 13).
Для развития логического мышления я
использую и Интеллект-карты или, как их еще называют «Карты памяти» (автор Тони
Бьюзен, у нас разрабатывается это направление Бершадской Еленой Александровной) (слайд 14). Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной
формой представления информации:
• легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в
виде яркого графического образа;
• внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных
вопросах;
• чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи
находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
• быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт
её разноцветного и многомерного представления;
• структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой
информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
• отсутствие границ карты стимулирует эвристику.
При составления
ментальных карт обязательно соблюдать следующие правила: (слайд 15).
•
Горизонтальное расположение листа
•
Центральный образ
•
Разноцветные ручки или карандаши
•
Радиантное расположение информации
•
Ясные и понятные рисунки
•
От центра несколько «ветвей», от которых отходят линии
второго и т.д. порядка
Интеллект-карты очень хорошо использовать
на обобщающих уроках, так как они облегчают систематизацию информации.
Наиболее результативным для формирования
инженерного мышления, в частности для развития логического понимания информации
являются опрно-логические схемы.
Разновидности опорно-логических схем (слайд16).
• причина -следствие - результат
• элемент - строение - функция
• группа - признаки - свойства - примеры
• процесс – стадии - характеристика
ОЛС «ЦАРСТВО ГРИБЫ»
(слайд 17).
ОЛС «ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ» (слайд 18).
Если ученик
испытывает затруднения в определении логических связей, то можно
воспользоваться контрольно-обучающимися картами, в которых уже есть логические
связки. Остается только внести информацию в готовый «костяк» схемы (слайд 19).
Некоторые темы воспринимаются настолько
сложно, что в их освоении могут помочь разные виды моделирования. Например,
тема, изучаемая в 10-м классе «Мутации, их разнообразие и значение». В ходе
практической работы обучающиеся определяют тип мутации и создают
модель-аппликацию из цветной бумаги
МОДЕЛИРОВАНИЕ 1
(слайд 20)
МОДЕЛИРОВАНИЕ 2
(слайд 21)
Так как логическое и исследовательское
мышление (определение новизны в задаче,
умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои
действия, полученные результаты и делать выводы), являются частью инженерного
мышления, то РЕЗУЛЬТАТОМ
планомерного применения знаковых схем на уроках биологии являются: участие в
олимпиадах, конференциях, конкурсах, успешная сдача экзамена по предмету в 9-х
и 11-х классах (слайд 22).
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ (слайд 23).
Используемые источники (слайд 24).
•
Галицкая И.М. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики
и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. –
Новосибирск: СибАК, 2011. (интеллект –карта «Головоногие моллюски»)
https://sibac.info/conf/pedagog/ix/37399
•
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,
1979. – 134 с.
•
Апакетова Е.В.
Использование структурно-логических схем в учебном процессе. https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8245.pdf
•
Тони и Барри Бьюзен «Супермышление» http://e-libra.ru/read/147600-supermyshlenie.html
•
Мишакова В. Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках
биологии: методическое пособие /В. Н. Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО – 2013.
-105 с. (ФГОС второго поколения)
•
Бершадская Е.А. Направление "Mind maping как
эффективный инструмент развития логического мышления и планирования учебы и
жизни« http://net-edu.ru/node/10712
Автор: Фалина Ирина Валериевна, 10.11.2017г., опубликовано 7.01.2018г.