Сайт учителя биологии Фалиной

Ирины Валериевны

Меню сайта:
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статьи других авторов [2]
Пищеварительная система [1]
Рабочие программы [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование схемных и знаковых моделей для формирования инженерного мышления в процессе обучения биологии.

Увидев определение инженерного мышления, я задумалась

«Смогу ли я его формировать на своих уроках?» (слайд 2).

Но ознакомившись со структурой, поняла, что это реально.

Не буду подробно останавливаться на структуре (слайд 3, слайд 4)

 

         Еще Конаржевский Ю. А. в своей книге «Система. Урок. Анализ» писал: «поставьте задачу на уроке в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали школьников на активное действие, создавали внутреннею мотивацию учения, причем не «ВЫ-нуждения», а «ПО- буждения» к решению исследовательских задач…»
Считаю, что на уроках биологии и во внеклассной деятельности формирование инженерного мышления можно осуществлять следующими способами:

- использовать технологии проектов и исследовательских работ;
- использовать технологию развития критического мышления;

- с помощью схемных и знаковых моделей ( на основе метода Шаталова В.Ф.)

- использовать плоскостное и объемное моделирование

 

Цель  и задачи моих уроков:  (слайд 5)

 

         Формирование инженерного мышления через активизацию мыслительной деятельности  и развитие логического мышления учащихся с помощью знаково-схемной символики

Решаемые задачи:

         1. Облегчить усвоение материала, представив его в компактной, краткой форме, удобной для запоминания и воспроизведения при ответе.

         2. Научить выделять в любом информационном источнике основные понятия.

         3. Научить  устанавливать логическую взаимосвязь между основными понятиями изучаемой темы.

По данным психологов  (слайд 6)

«От услышанного учащимися в течение урока у них в памяти

остается в среднем 10% содержания.

 

От воспринятого через чтение закрепляется 30%.

 

Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около  50% воспринятого.

 

Практические действия учащихся с учебным материалом

оставляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».

 

Опираясь на эти данные и учитывая, что главный способ достижения знаний – деятельность, я использую следующие средства: (слайд 7)

 

         интеллект-карты (по системе Тони Бьюзена)

 

         создание объемных моделей

     и моделей-аппликаций различных органов и процессов

 

         опорно-логические схемы,

 

         графические конспекты.

 

Схемно-знаковые модели представления знаний. Не буду подробно останавливаться на характеристике моделей, а сразу перейду к их использованию на различных уроках

(слайд 8)

 

         Графический конспект- визуальное интерпретация учебного материала, индивидуальный рисунок обучающегося

 

         Интеллект-карта - метод изображения процесса общего системного мышления при помощи схем, предоставляющих комфортную технику другой записи линейной информации.

 

         Логические опорные схемы - это компактное  отображения основного учебного материала с указанием логической структуры

 

          Опорный конспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.) – это визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения мнемонического эффекта.

Чтобы составить  грамотно опорный конспект, нужно соблюдать «Требования к опорному конспекту», по В.Ф. Шаталову (слайд 9).

Я сама сначала составляю опорные тематические конспекты. Конспекты распечатываются на цветном принтере. При работе над определенной темой они раздаются каждому ученику. На каждом конспекте присутствует памятка обучающемуся  (слайд 10).

Яркие и красочные конспекты с уменьшенным количеством словесной информации облегчают ее запоминание (слайд 11).

К концу 6-го - началу 7-го класса, когда ученики научились работать с готовыми опорными конспектами, перехожу с обучающимися к созданию собственных конспектов. Как показало исследование, свой конспект запоминается лучше, нежели тот, который давался готовым (Сравнение работы по опорным конспектам – слайд 12).

 

Пример опорного конспекта, выполненного старшеклассниками «ФОТОСИНТЕЗ» (слайд 13).

Для развития логического мышления я использую и Интеллект-карты или, как их еще называют «Карты памяти» (автор Тони Бьюзен, у нас разрабатывается это направление Бершадской Еленой Александровной)  (слайд 14). Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:
• легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
• внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
• чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
• быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления;
• структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
• отсутствие границ карты стимулирует эвристику.

 

При составления ментальных карт обязательно соблюдать следующие правила: (слайд 15).

         Горизонтальное расположение листа

         Центральный образ

         Разноцветные ручки или карандаши

         Радиантное расположение информации

         Ясные и понятные рисунки

         От центра несколько «ветвей», от которых отходят линии второго и т.д. порядка

Интеллект-карты очень хорошо использовать на обобщающих уроках, так как они облегчают систематизацию информации.

Наиболее результативным для формирования инженерного мышления, в частности для развития логического понимания информации являются опрно-логические схемы.

Разновидности  опорно-логических схем (слайд16).

       причина -следствие - результат

 

       элемент - строение - функция

 

       группа - признаки - свойства - примеры

 

       процесс – стадии - характеристика

 

ОЛС «ЦАРСТВО ГРИБЫ» (слайд 17).

ОЛС «ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ» (слайд 18).

Если ученик испытывает затруднения в определении логических связей, то можно воспользоваться контрольно-обучающимися картами, в которых уже есть логические связки. Остается только внести информацию в готовый «костяк» схемы (слайд 19).

 

Некоторые темы воспринимаются настолько сложно, что в их освоении могут помочь разные виды моделирования. Например, тема, изучаемая в 10-м классе «Мутации, их разнообразие и значение». В ходе практической работы обучающиеся определяют тип мутации и создают модель-аппликацию из цветной бумаги

МОДЕЛИРОВАНИЕ 1 (слайд 20)

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ 2 (слайд 21)

 

Так как логическое и исследовательское мышление (определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы), являются частью инженерного мышления, то РЕЗУЛЬТАТОМ планомерного применения знаковых схем на уроках биологии являются: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, успешная сдача экзамена по предмету в 9-х и 11-х классах (слайд 22).

 

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ (слайд 23).

Используемые источники   (слайд 24).


         Галицкая И.М. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «БИОЛОГИЯ» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011. (интеллект –карта «Головоногие моллюски»)

https://sibac.info/conf/pedagog/ix/37399

         Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика, 1979. – 134 с.

         Апакетова  Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе. https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8245.pdf

         Тони и Барри Бьюзен «Супермышление» http://e-libra.ru/read/147600-supermyshlenie.html

         Мишакова В. Н. Смысловое чтение и работа с текстом на уроках биологии: методическое пособие /В. Н. Мишакова. – Оренбург: ГБУ РЦРО – 2013. -105 с. (ФГОС второго поколения)

         Бершадская Е.А. Направление "Mind maping как эффективный инструмент развития логического мышления и планирования учебы и жизни« http://net-edu.ru/node/10712

Автор: Фалина Ирина Валериевна, 10.11.2017г., опубликовано 7.01.2018г.


Категория: Мои статьи | Добавил: Arrina (07.01.2018)
Просмотров: 998 | Теги: схемные и знаковые модели, опорные конспекты, инженерное мышление, модели-аппликации, опорно-логические схемы, биология, Семинар
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz