C
технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора
Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической
деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики
Шаталова:
первый
этап – мое подробное объяснение;
второй
этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;
третий
этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами,
включение их в свои альбомы;
четвертый
этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
пятый
– фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по
памяти воспроизводят опорные сигналы;
шестой
– воспроизведение опорного конспекта у доски или работа в парах: прослушивание
устных ответов товарищей.
При
изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной
информации, с большим количеством новых научных понятий. И чтобы помочь
ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов.
Прежде всего знакомлю с этапами работы по созданию опорного сигнала (по
Шаталову В.Ф.):
1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между
смысловыми частями текста.
2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая
последовательность изложения.
3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью
стрелок.
7. Выделите значимые элементы цветом.
С
тех пор прошло четверть века. На своих занятиях я всегда использую не только
опорные сигналы, но и опорно-логические схемы (или, по-другому, опорно-логические
конспекты), которые позволяют «сжимать» информацию, представленную в изучаемых
параграфах. Определенные части текста учебника легко превращаются в логические
опорные схемы. Обычно с учениками 5-6 классов схемы составляю в ходе совместной
деятельности. На последующих уроках ученики воспроизводят схемы в письменном
или устном виде по памяти. Со второй половины 6 класса мои ученики, используя
учебник, приступают к самостоятельному конструированию опорно-логических схем.
Подрастающему поколению
приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный
период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик
не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и
устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.
Опорно-логические схемы –
другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие
материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.
При составлении схем надо
учитывать следующие моменты:
- единиц информации не должно быть слишком
много;
- информация должна излагаться простым
языком;
- информационные единицы должны
располагаться в определенной логической последовательности.
Обоснование применения
опорно-логических схем и конспектов.
Мой многолетний опыт работы
показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает
логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала,
способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия
индивидуальных способностей каждого ученика.
Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством
графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического
конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив
необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные
конспекты.
На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и
конспектов заключается в следующем:
- ученик осмысливает изучаемый материал,
- получает представление о его структуре,
- выделяет главные моменты,
- устанавливает логическую связь между
понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.
А все это позволяет ученику
составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит
при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый
образец ответа.
Достоинства
структурно-логических схем:
1. построение
схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,
2. составление
схем учит «сжатой» подаче материала,
3. «сжатие»
информации способствует лучшему ее запоминанию,
4. построение
схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с
учебным материалом,
5. опорно-логические
схемы можно использовать на разных этапах урока.
Можно сказать, что применение
структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому
формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.
Опорно-логические схемы
составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая
схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает
запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема
- это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал,
выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными
фактами.
Опорными сигналами являются
ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве
"сигналов" схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень
важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную
нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены,
а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их
составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными
блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации,
должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть
представлен в разных формах:
- "причина - следствие -
результат",
- "элемент - строение - функция",
- "группа - признаки - свойства -
примеры" и т.д.
Селеменев С.В. в журнале
"Педагогические технологии” перечислил основные требования к содержанию
опорного конспекта: лаконичность, структурированность, динамичность,
образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость.
С чем пришлось столкнуться при
составлении структурно-логических схем при изучении нового материала? Самая
главная проблема – ученики просто не умеют читать! Неправильно произносят
слова, путают ударение, не укладываются в отведенное время. Если же со
скоростью чтения все в порядке, то часто всплывает вторая проблема: многие не
могут найти в изучаемой теме главную и второстепенные идеи. Приходится сначала
обучать навыкам смыслового чтения. Только после этого обучающиеся могут
приступать к составлению опорно-логических схем.
Мой собственный практический
опыт показал, что современные ученики характеризуются следующими чертами:
1. Все
дети, особенно современное поколение, лучше воспринимают красочную информацию в
виде рисунков и фотографий (так называемое «клиповое мышление»).
2. Ученики
хорошо запоминают те опорные конспекты, в которых используются
общепринятые «сигналы» по предмету, в противном случае они просто не могут
их расшифровать.
3. Многие
учащиеся испытывают затруднения в формулировке биологических понятий и не могут
четко сформулировать суть биологических процессов.
4. Современные
дети рано начинают знакомство с компьютерной техникой, к 5-6 классу имеют
неплохие навыки работы с ПК.
За 25 лет работы я, опираясь
на методику Шаталова, внесла коррективы в свое преподнесение информации на
уроках биологии:
1. Использую
при составлении опорно-логического конспекта больше текстовой информации:
определения терминов, характеристику строения, особенностей процессов и т.д.;
2. Красным
цветом или жирным шрифтом выделяю самое главное. Состав, элементы строения, функции,
классификацию и т.д., то есть каждый признак выделяю своей цветовой гаммой;
3. Использую
«сигналы», которые имеют однозначную трактовку;
4. Для
составления опорных конспектов использую ИКТ-технологии, так как использование
компьютерных программ способствует развитию интереса к предмету.
В меню сайта "Опорно-логические конспекты по биологии" можно посмотреть примеры
моих конспектов. Автор: Фалина Ирина Валериевна, 02.03.2019г.
Используемые источники:
1. Апакетова
Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.
<p>Апакетова Е.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Материалы V
Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
URL: <a
href="https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245">https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245</a>
(дата обращения: 02.03.2019 ).</p>
2. Давыдов
В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения
учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.
3. Жарикова
О.С. Преимущества представления математической информации в структурно-логической
форме / О.С. Жарикова, Н.Н. Мироненкова // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2018. – 2. – С. 57-59.
4. Селеменев
С.В. Новая Наглядность. Ж. "Педагогические технологии”, №4, М. 2002.
5. Шаталов
В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979.
6. Шаталов
В.Ф. Педагогическая проза. – М., 1980. с. 19.
7. Манифест
педагогики сотрудничества. Из отчета педагогов –экспериментаторов. Лысенкова
С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский В.А., Щетинин М.П., Ильин Е.Н.,
Амонашвили Ш.А., 1986.
8. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1727783.html
|