Сайт учителя биологии Фалиной

Ирины Валериевны

Меню сайта:
Категории раздела
Мои статьи [5]
Статьи других авторов [2]
Пищеварительная система [1]
Рабочие программы [1]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование опорно-логических схем и опорно-логических конспектов на уроках биологии

C технологией применения опорных конспектов уникального педагога Виктора Федоровича Шаталова познакомилась еще в начале своей педагогической деятельности. До сих пор использую на своих уроках элементы методики Шаталова:

первый этап – мое подробное объяснение;

второй этап – кратко излагаю учебный материал по своим опорным плакатам;

третий этап – самостоятельная работа учеников с готовыми опорными конспектами, включение их в свои альбомы;

четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

пятый – фронтальная письменная работа на следующем уроке, в ходе которой ученики по памяти воспроизводят опорные сигналы;

шестой – воспроизведение опорного конспекта у доски или работа в парах: прослушивание устных ответов товарищей.

При изучении курса биологии ученики сталкиваются с большим объемом сложной информации, с большим количеством новых научных понятий.  И чтобы помочь ученикам на первых этапах изучения науки я использую листы опорных сигналов. Прежде всего знакомлю с этапами  работы по созданию опорного сигнала (по Шаталову В.Ф.):
1. Внимательно прочитайте изучаемый параграф, найдите взаимосвязь между смысловыми частями текста.
2. Кратко изложите главные мысли в виде простого плана, соблюдая последовательность изложения.
3. Сделайте краткий конспект изучаемого текста на листе бумаги.
4. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.
5. Объедините сигналы в блоки.
6. Обведите блоки контурами, отобразите смысловую связь между ними с помощью стрелок.
7. Выделите значимые элементы цветом.

С тех пор прошло четверть века. На своих занятиях я всегда использую не только опорные сигналы, но и опорно-логические схемы (или, по-другому, опорно-логические конспекты), которые позволяют «сжимать» информацию, представленную в изучаемых параграфах. Определенные части текста учебника легко превращаются в логические опорные схемы. Обычно с учениками 5-6 классов схемы составляю в ходе совместной деятельности. На последующих уроках ученики воспроизводят схемы в письменном или устном виде по памяти. Со второй половины 6 класса мои ученики, используя учебник, приступают к самостоятельному конструированию опорно-логических схем.

Подрастающему поколению приходится овладевать все возрастающим объемом информации за ограниченный период времени. Это возможно сделать успешно только в том случае, если ученик не просто механически запоминает информацию, а выделяет в ней самое основное и устанавливает логические связи между отдельными информационными блоками.

Опорно-логические схемы – другие авторы называют их структурно-логическими схемами – облегчают восприятие материала, заставляют логически мыслить, оперативно перерабатывать информацию.

При составлении схем надо учитывать следующие моменты:

  • единиц информации не должно быть слишком много;
  • информация должна излагаться простым языком;
  • информационные единицы должны располагаться в определенной логической последовательности.

Обоснование применения опорно-логических схем и конспектов.

Мой многолетний опыт работы показывает, что обучение с применением опорных схем и конспектов развивает логическое мышление, способность к анализу, облегчает запоминание материала, способствует развитию монологической речи, создает условия для раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала, однако приемам графического конспектирования учащихся нужно сначала обучить. И только потом, получив необходимый алгоритм работы, ученики начинают самостоятельно выполнять опорные конспекты.
На мой взгляд самое ценное в самостоятельном составлении опорных схем и конспектов заключается в следующем:

  • ученик осмысливает изучаемый материал,
  • получает представление о его структуре,
  • выделяет главные моменты,
  • устанавливает логическую связь между понятиями, строением, функциями, процессами и т.д.

А все это позволяет ученику составить свою опорную схему или графический конспект, который он воспроизводит при письменной или устной проверке знаний гораздо легче, нежели чем готовый образец ответа.

Достоинства структурно-логических схем:  

1.   построение схем позволяет логически структурировать изучаемую информацию,

2.   составление схем учит «сжатой» подаче материала,

3.   «сжатие» информации способствует лучшему ее запоминанию,

4.   построение схем способствует формированию рациональных приемов самостоятельной работы с учебным материалом,

5.   опорно-логические схемы можно использовать на разных этапах урока.

Можно сказать, что применение структурно-логических схем при изучении биологии способствует более быстрому формированию у учащихся целостной картины изучаемого предмета.

Опорно-логические схемы составляются с помощью опорных сигналов. Хочу обратить внимание на то, что опорный сигнал и опорно-логическая схема – разные понятия. Опорный сигнал – это особый знак, который помогает запомнить определенную информационную единицу, а опорно-логическая схема - это особое структурирование нового материала. Ученику нужно оценить материал, выделить главное и второстепенное, установить взаимосвязь между определенными фактами.

Опорными сигналами являются ключевые слова, фразы, формулы, аббревиатура; можно использовать в качестве "сигналов" схематичные рисунки, чертежи, графики, диаграммы. Очень важно, чтобы каждый используемый знак нес свою смысловую или ассоциативную нагрузку. Опорные схемы и опорные конспекты должны быть оригинально оформлены, а используемые сигналы-символы должны быть понятны не только тому, кто их составлял. Применение опорных конспектов позволяет преподносить информацию крупными блоками. Опорно-логические схемы, составленные по биологической информации, должны быть компактными. Материал опорно-логической схемы может быть представлен в разных формах:

  • "причина - следствие - результат",
  • "элемент - строение - функция",
  • "группа - признаки - свойства - примеры" и т.д.




Селеменев С.В. в журнале "Педагогические технологии” перечислил основные требования к содержанию опорного конспекта: лаконичность, структурированность, динамичность, образность, многоуровневость, доходчивость, воспроизводимость.

С чем пришлось столкнуться при составлении структурно-логических схем при изучении нового материала? Самая главная проблема – ученики просто не умеют читать! Неправильно произносят слова, путают ударение, не укладываются в отведенное время. Если же со скоростью чтения все в порядке, то часто всплывает вторая проблема: многие не могут найти в изучаемой теме главную и второстепенные идеи. Приходится сначала обучать навыкам смыслового чтения. Только после этого обучающиеся могут приступать к составлению опорно-логических схем.

Мой собственный практический опыт показал, что современные ученики характеризуются следующими чертами: 

1.   Все дети, особенно современное поколение, лучше воспринимают красочную информацию в виде рисунков и фотографий (так называемое «клиповое мышление»).

2.   Ученики хорошо запоминают те опорные конспекты, в которых используются общепринятые «сигналы» по предмету, в противном случае они просто не могут их расшифровать.

3.   Многие учащиеся испытывают затруднения в формулировке биологических понятий и не могут четко сформулировать суть биологических процессов.

4.   Современные дети рано начинают знакомство с компьютерной техникой, к 5-6 классу имеют неплохие навыки работы с ПК.

За 25 лет работы я, опираясь на методику Шаталова, внесла коррективы в свое преподнесение информации на уроках биологии:

1.   Использую при составлении опорно-логического конспекта больше текстовой информации: определения терминов, характеристику строения, особенностей процессов и т.д.;

2.   Красным цветом или жирным шрифтом выделяю самое главное. Состав, элементы строения, функции, классификацию и т.д., то есть каждый признак выделяю своей цветовой гаммой;

3.   Использую «сигналы», которые имеют однозначную трактовку;

4.   Для составления опорных конспектов использую ИКТ-технологии, так как использование компьютерных программ способствует развитию интереса к предмету.

В меню сайта "Опорно-логические конспекты по биологии" можно посмотреть примеры моих конспектов.

Автор: Фалина Ирина Валериевна, 02.03.2019г.

Используемые источники:

1.   Апакетова Е.В. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.

<p>Апакетова Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245">https://scienceforum.ru/2013/article/2013008245</a> (дата обращения:  02.03.2019 ).</p>

2.   Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972. - 424 с.

3.   Жарикова О.С. Преимущества представления математической информации в структурно-логической форме / О.С. Жарикова, Н.Н. Мироненкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 2. – С. 57-59.

4.   Селеменев С.В. Новая Наглядность. Ж. "Педагогические технологии”, №4, М. 2002.

5.   Шаталов В.Ф.  Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979.

6.   Шаталов В.Ф.  Педагогическая проза. – М., 1980.  с. 19.

7.   Манифест педагогики сотрудничества. Из отчета педагогов –экспериментаторов. Лысенкова С.Н., Шаталов В.Ф., Волков И.П., Караковский В.А., Щетинин М.П., Ильин Е.Н., Амонашвили Ш.А., 1986.

8.   http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1727783.html


Категория: Мои статьи | Добавил: Arrina (04.03.2019)
Просмотров: 1127 | Теги: опорно-логическая схема, биология, опорно-логический конспект, из опыта работы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz